Недострой

спецтехника

В России запущен целый ряд крупных строительных проектов — мост через Керченский пролив, газопровод "Сила Сибири", морской порт в Ямало-Ненецком АО, а следовательно, спрос на специальную технику должен расти. Но нет: за 2016 год этот сегмент продемонстрировал падение на 10%. Как так вышло и почему нынешняя ситуация все же может пойти отрасли на благо, выяснял Андрей Филиппов.

Рынок спецтехники замер в ожидании бурного роста на фоне масштабных государственных строек

Фото: Андрей Филиппов

Основные потери в 2016 году понес сегмент колесных экскаваторов — он просел на 26%. Гусеничные экскаваторы потеряли 22%, экскаваторы-погрузчики — 18%, гусеничные тракторы и колесные погрузчики — 3%. Результат особенно странный с учетом того, что именно такие машины в том числе должны использоваться на масштабных государственных строительных проектах.

Разгадка проста: еще недавно подавляющее большинство такого рода техники закупалось за рубежом. Изменившийся курс сделал эти машины неподъемно дорогими, а заодно стимулировал российских производителей. На это, разумеется, требуется время — но потребители негласно согласились подождать.

К настоящему моменту до 80% импортного оборудования уже имеют аналоги в РФ: Концерн "Тракторные заводы" осваивает производство радиаторов, КамАЗ разрабатывает новый мотор, ЯМЗ уже выпускает рядные двигатели, применяемые на погрузчиках "Амкодор", грейдерах "Брянский арсенал", экскаваторах ТВЭКС. Кроме того, начат выпуск башенных кранов GIRAFFE грузоподъемностью 40 т специально для возведения АЭС, а компания "Крановые технологии" анонсировала выпуск крана TDK-12.400 с грузоподъемностью 12,5 т, которая обеспечивается на всей длине стрелы.

Прогнозируемый рост на 6% в сегменте землеройных и дорожно-строительных машин в совокупности с существенным сокращением импорта экскаваторов в РФ (-70% в некоторых сегментах) дают дополнительную надежду отечественным производителям.

Немаловажным фактором, который может сыграть в 2017 году, является снижение курса китайского юаня. Из-за этого строительная техника из Поднебесной очень скоро может вернуться на наш рынок. И если для компаний Shantui и Liugong, которые в 2016 году сильно просели в продажах, это действительно будет поводом восстановить свои позиции, то для компании XGMA, входящей в состав крупнейшего китайского концерна CCRE и являющейся сейчас единственным поставщиком дорожной техники, представляющим во всех регионах РФ полную линейку грунтовых и асфальтовых катков, это будет скорее уверенный рост.

Кроме того, до 65% кранов, находящихся в эксплуатации, импортного производства. Пока обновлять их пока никто не спешит, но ситуация может измениться. А ведь многие ведущие "крановщики" предлагают на нашем рынке не только подъемные машины, но и другую технику из своего модельного ряда. И продавая ее "пакетом" тем, кто стремиться иметь однобрендовый парк, могут составить конкуренцию российским компаниям.

Впрочем, пока производители импортной техники оптимизмом поделиться не могут. Единственные, кто смог выйти "из минуса", это производители погрузчиков и автогрейдеров. Первые прибавили к продажам 6%, а вторые целых 8%!

По-прежнему спросом пользуются компактные погрузчики на гусеничном ходу и колесные мини-погрузчики New Holland. В сегменте экскаваторов есть спрос на корейский Doosan, входящий в концерн Daewoo. Не забыты "американцы" — Caterpillar и Terex, а также "японцы" — Hitachi и Komatsu.

Вся лента