Подъемные силы

рынок

Ситуация на рынке коммерческого транспорта дает повод для осторожного оптимизма. Итоги 2016 года таковы: перестал сокращаться сегмент LCV, увеличился спрос на грузовую технику. По мнению участников рынка, это позволяет говорить, что дно достигнуто и начинается подъем.

"ГАЗон NEXT"

Фото: Андрей Филиппов

Андрей Филиппов

"Легкая" стабильность

Сегмент легкого коммерческого транспорта (техники с полной массой до 6 тонн) за 2016 год в цифровом выражении практически не изменился: 84 442 реализованных автомобиля и падение продаж на 0,4%, впрочем, с заметным ростом спроса в декабре. Однако за это время произошло серьезное изменение структуры рынка со сменой лидеров.

На первом месте предсказуемо остался Горьковский автозавод (ГАЗ) — чуть больше 40 тыс. (+8,8%) реализованных автомобилей. Покупатели распробовали модель "ГАЗель Next" и отдали ей предпочтение. Почти 19 тыс. Next обрели новых владельцев, обеспечив 40% роста и попутно обрушив продажи "ГАЗелей Бизнес": бортовых ГАЗ-3302 на 13,5%, фургонов ГАЗ-2705 — на 37%. Похоже, ГАЗ может праздновать победу — новое поколение вездесущей "ГАЗели" удалось на славу. Единственная модификация "ГАЗели Бизнес", которая пока не сдает позиций,— это 13-местный ГАЗ-3221, являющийся хорошим вариантом служебного микроавтобуса. Впрочем, рост продаж на 37%, то есть чуть более чем на 5 тыс. автомобилей, не так уж и много.

На втором месте удержался Ульяновский автозавод (УАЗ). Впрочем, с учетом 18,5 тыс. проданных автомобилей это было не так уж и сложно, хотя падение на 7% все же ощутимо. Кстати, виновником этого стал опять-таки ГАЗ: главный провал УАЗа — это полноприводная пассажирская "буханка" УАЗ-2206 (-42,6%), в то время как рост продаж горьковского аналога ГАЗ-2705 составил 37%.

На третье место внезапно вышел Волжский автозавод (ВАЗ), который никогда не претендовал на лавры ведущего производителя коммерческого транспорта. Тем не менее хорошие продажи (чуть менее 6,5 тыс. единиц, +6,3%) "Лады Ларгус" позволили ВАЗу в 2016 году войти в топ-3 LCV-сегмента.

КамАЗ Т2640

Фото: Андрей Филиппов

И снова возвращаемся к ГАЗу, который пусть косвенно, но умудрился ударить своим поколением Next по продажам Mercedes в целом и Mercedes Sprinter Classic в частности. Эта модель выпускается у нас только в версии цельнометаллического фургона (ЦМФ) и микроавтобусов на его базе, причем в одном из цехов ГАЗа. Благодаря бренду и приемлемой стоимости Sprinter Classic в 2015 году уверенно занимал четвертую строчку по продажам в классе, попутно обеспечивая Mercedes место в топ-3 класса LCV. Однако анонсированный в начале 2016 года выход модификации ЦМФ "ГАЗель Next" заставил многих воздержаться от покупки "немца" и дождаться новинки ГАЗа. Итог: продано чуть более 6,5 тыс. Sprinter Classic — падение на 22%.

На фоне санкций-антисанкций прекрасно чувствует себя Ford: 5 тыс. реализованных автомобилей. Не последнюю роль в этом сыграла сборка в Елабуге модели Ford Transit — 4,9 тыс. ед. (+28%) на общем фоне, единственного современного "европейца" российского происхождения.

К сожалению, весьма сильно разнятся данные по продажам автомобилей Volkswagen: от 4614 ед. до 5255 ед. Однако эти цифры в любом случае означают рост продаж на уровне 45%, что для концерна, выпускающего недешевую технику, является отличным показателем.

Продажи остальных игроков оказывают гораздо меньшее влияние на ситуацию в сегменте. Сдает свои позиции итало-французское "трио": Fiat — около 2 тыс. ед. (-35%), Peugeot — около 1,5 тыс. ед. (-10%), Citroen — около 1,2 тыс. ед. (-15%), опять же из-за возросшей конкуренции ГАЗа. В то же время отсутствие в линейке нижегородцев "тяжелых" модификаций позволило повысить продажи автомобилей Hyundai — 1,50 тыс. ед. (+25%) — и Iveco — 1,15 тыс. ед. (+12%).

Так что победа малотоннажников с лейблом "Сделано в России" над их импортными аналогами очевидна.

Грузовой рост

Volvo FM

Фото: Андрей Филиппов

В отличие от сегмента легкого коммерческого транспорта, рынок грузовиков в 2016 году продемонстрировал уверенный рост на 11%, до 52 518 ед. Судя по всему, кризис в этом сегменте закончился. Причем выросла как доля продаж российских грузовиков — 14,8%, так и импортной техники — 4,4%.

Безоговорочным лидером грузового сегмента остается Камский автозавод (КамАЗ). Им реализовано более 20 тыс. ед. техники: 15-процентный рост к показателям 2015 года еще больше увеличил и без того огромный отрыв от основных конкурентов. В топ-15 самых популярных машин попали сразу шесть моделей. И хотя самыми продаваемыми по-прежнему остаются заслуженные рабочие лошадки КамАЗ-6511 — 4953 ед. (-4%) — и КамАЗ-4311 — 4694 ед. (+14%), настоящим фаворитом линейки "КамАЗ" стоит признать новое поколение 5490. После долгой раскачки модель, созданная с использованием кабины и агрегатов Mercedes-Benz, нашла дорогу к сердцам перевозчиков: реализованные 2277 ед. техники обеспечили 157-процентный рост продаж.

Вторую позицию традиционно занимает Горьковский автозавод (ГАЗ). В 2016 году было поставлено на учет более 8 тыс. грузовиков "ГАЗ". В отличие от "КамАЗа", горьковская новинка "ГАЗон Next" была сразу принята покупателями на ура — более 4,5 тыс. ед. (+ 50%), уверенно вытесняя с конвейера своего предшественника ГАЗ-3309 — меньше 1 тыс. ед. (-21%). Пока еще держится полноприводный ГАЗ-3308 "Садко" — 1,35 тыс. ед. (-1,5%), но и его положение в ожидании вездехода на базе "ГАЗон Next" довольно шатко.

Третье место все еще удерживает Минский автозавод (МАЗ). Даже с учетом спорной модели МАЗ-6312, которая числится за компанией МАЗ-МАН, было зарегистрировано чуть более 3 тыс. ед. (-9%). Для минчан это тревожный звонок: нет уверенности в том, что положение смогут исправить СП с европейскими и китайскими кузовостроителями, которые сейчас активно создаются на МАЗе. Да и новейшее поколение грузовиков, построенное вокруг двигателей экологического класса "Евро-6", вряд ли будет иметь много поклонников в России из-за высокой стоимости этих моторов.

Компания "Исузу РУС" производящая в Ульяновске грузовики Isuzu, в очередной раз отстояла четвертое место: 2586 переданных заказчику автомобилей, семипроцентный рост продаж. Лидерами модельного ряда являются Isuzu ELF (NPR) — 959 ед. (+6%) — и Isuzu ELF (NQR) — 915 ед. В 2016 году семейство ELF обзавелось полноприводной модификацией, что также увеличило интерес к марке. Кроме того, неплохо идут продажи среднетоннажников Isuzu Forward — 640 ед. (+23,8%), не подпадающих под весовые ограничения, активно вводимые властями крупных городов.

Isuzu Elf

Фото: Андрей Филиппов

Scania передала перевозчикам 2,51 тыс. ед. (+1%), из которых модель Scania G — 1 тыс. ед. (+52%). При этом продажи моделей Scania P и Scania R снизились до 841 ед. (-15%) и 672 ед. (-24%) соответственно.

Пошли в гору и продажи MAN — 2,20 тыс. ед. (+22%). Семейство MAN TGS — 1,86 тыс. ед. (+14,7) — даже возглавляет топ продаваемых моделей зарубежных компаний. Опередили его только "ГАЗон Next" и четыре "КамАЗа".

Немного отстал от него Mercedes-Benz со своими 2060 проданными грузовиками, из которых 1728 ед. (+24,2) составляет семейство Actros.

К числу компаний, которые реализовали больше 1 тыс. ед. техники, принадлежит и Volvo — около 1,7 тыс. ед. (+60%). В лидерах — семейство Volvo FH: 1219 ед. и рост в 247%. Своеобразный рекорд года в грузовом сегменте.

Завершает список "тысячников" компания Hyundai — чуть более 1,4 тыс. ед. и падение на 31%. Эта ситуация — прямое следствие перехода корейцев от системы дистрибуторов к самостоятельному распространению техники на территории России. Структурные изменения редко проходят безболезненно, так что для реального понимания положения бренда на рынке стоит подождать следующего года.

Стоит особо отметить и Уральский автозавод ("Урал"), статистика по которому из-за высокой доли техники, поставляемой в силовые ведомства, не подлежит точному учету. Ориентировочно "Урал" реализовал от 2075 ед. (+1,5%) до 2664 ед. (+2,2%) в основном модели Урал-4320. Можно ожидать и сюрпризов в связи с выходом на рынок в конце 2016-го нового семейства "Урал Next".

Вся лента