Эллинг выдавил арендатора Северной верфи

"Русмарин-Форвардинг" покидает причал предприятия

Компания "Русмарин-Форвардинг", специализирующаяся на обработке контейнеров, прекратила работу на территории завода "Северная верфь", причал которого она арендовала с начала 1990-х годов. Длительное сотрудничество арендатора и арендодателя принесено в жертву федеральному проекту по реконструкции предприятия, на который ни у верфи, ни у ОСК сегодня нет денег. В результате и транспортная компания, и оборонный завод потеряли часть денежного потока. Еще два оператора, находящиеся в непосредственной близости от территории застройки (КЦТЛ и "Контур-СПб"), продолжают перевалку грузов благодаря своему праву собственности на занимаемые территории.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Петербургский судостроительный завод "Северная верфь", входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), лишился арендатора причала СВ-13 и стабильного денежного потока в размере 2-3 млн рублей в месяц. ООО "Русмарин-Форвардинг", перегружавшее контейнеры на территории завода в течение последних 25 лет, потеряло возможность использовать причал после того, как арендуемый компанией земельный участок по просьбе завода исключили из перечня морских пунктов пропуска через госграницу. Таким образом арендатор потерял право растаможивать контейнеры при их отгрузке, а вместе с ним и экономическую целесообразность работы на причале.

Инициатива Северной верфи была продиктована планами федеральной ОСК провести на территории завода реконструкцию. Эллинг (производственный корпус, оборудованный специально под строительство кораблей. — "Ъ") позволит строить на верфи крупнотоннажные корабли, в том числе атомный эсминец "Лидер", который должен стать основой обновляемого Военно-морского флота России. Эскадренный миноносец находится на стадии подготовки проектной документации. Сегодня завод не в состоянии построить подобный корабль, так как с советских времен специализируется на строительстве среднетоннажных военных кораблей.

"Решение согласовано руководством ОСК в связи с потребностью использовать этот земельный участок при строительстве нового судостроительного комплекса и необходимостью его исключения из перечня морских пунктов пропуска (МПП). Поскольку наличие МПП накладывает определенные ограничения на строительство", — пояснили в пресс-службе Северной верфи.

В ОСК объявили о реконструкции верфи еще в 2015 году. Стоимость трех этапов строительства должна была составить 31 млрд рублей. Как говорили топ-менеджеры корпорации, на тот момент они рассчитывали на финансирование по одной из федеральных программ. Однако весной 2016 года ОСК было отказано в выделении средств. Собрать всю сумму из собственных доходов не представлялось возможным: Северная верфь несколько лет подряд терпела убытки, а единственная прибыль в 2015 году составила всего 117 млн рублей, чего не хватило бы даже на вынос инженерных сетей. Поиск денег привел корпорацию в Сбербанк, о переговорах с которым было объявлено в середине прошлого года. С тех пор о ходе переговоров ничего не известно. Эксперты военно-промышленного комплекса скептически оценивали шансы Северной верфи на кредитование: у завода не лучшее финансовое положение, а банкам нужна уверенность в своевременном возврате кредитных денег.

В конце прошлого года представители ОСК заявили, что отказываются от сухого дока в пользу более дешевого стапеля, накрытого эллингом. Но ясности с финансированием и этого варианта до сих пор нет: представители завода и корпорации в ответ на вопрос о финансировании хранят молчание. Эллинг находится на стадии проектирования.

Как рассказали в "Русмарин-Форвардинг", единовременно на территории причала хранилось до 700 контейнеров. Наблюдатели отмечают, что через арендуемую "Русмарин-Форвардинг" территорию проходило до 2,5 тыс. контейнеров в месяц. Предприятие занимало участок площадью 1,5 гектара. При этом в компании отмечают, что "хорошо расстались с Северной верфью". Между тем, собеседники "Ъ" в отрасли отметили, что "Русмарин" после прекращения договора аренды потерял возможность разгружать грузовые суда. У компании остались здания на Турухтанных островах, не имеющие доступа к воде. В этих терминалах осуществляется хранение контейнеров, которые разгружают другие операторы. "Разумеется, это сказалось и на выручке предприятия", — сказал собеседник "Ъ".

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Русмарин-Форвардинг" на 99% принадлежит кипрскому оффшору Nerush Limited, еще 1% находится в собственности у гендиректора Андрея Петрова. Компании принадлежат 60% новороссийского "Русмарин-Форвардинг-Н". "Русмарин-Форвардинг" зарегистрирован в Петербурге по адресу: дорога на Турухтанные Острова, корп. 6, лит. В. В соседнем корпусе 6 находится ООО "Русмарин", полностью принадлежащее бизнесмену Вячеславу Грузинскому. "Русмарин" господина Грузинского контролирует 49,5% компании "Русмарин-Логистика", в свою очередь владеющей половиной долей новороссийской "Ай Си Эс". Оставшаяся половина капитала "Ай Си Эс" через "Русмарин-Форвардинг-Н" принадлежит петербургскому "Русмарин-Форвардинг".
До 2012 года капитал ООО "Русмарин-Форвардинг" не принадлежал офшору и был открыто распределен между Светланой Грузинской и Дмитрием Вячеславовичем Грузинским. Собеседники "Ъ" в портовой отрасли утверждают, что "Русмарин-Форвардинг" и сегодня контролирует семья Грузинских.


В непосредственной близости от строительной площадки находятся также терминал ПАО "Коммерческий центр, транспорт и лес" (КЦТЛ) и топливный терминал "Контур-СПб". И та, и другая компания владеют правом собственности на землю под своими терминалами. К тому же на Северной верфи на эти участки не претендуют. "В настоящий момент все имущественные вопросы в отношении земельных участков, попадающих в пятно застройки, решены", — сказали представители завода.

Герман Костринский

Вся лента