В середине XVII века голландский торговый флот насчитывал около 16 тыс. кораблей — во всей остальной Европе было еще столько же. В результате даже в Англию, положившую конец безраздельному морскому владычеству Испании в 1588 году, товары из Южной Азии и с Дальнего Востока возили голландские корабли. Балтийская торговля на 70% обеспечивалась голландцами. При этом голландские судовладельцы совмещали транспортный бизнес с посредническим, зарабатывая на перепродаже товаров. Доходило даже до того, что голландцы закупали в Англии сукно, вывозили его на своих кораблях, дообрабатывали его и затем продавали на континенте, соответственно увеличивая норму прибыли.
"Христос во время шторма на море Галилейском", 1633
Фото: Isabella Stewart Gardner Museum
Основным кораблем голландских торговцев был трехмачтовый флейт. Он имел в среднем длину 40 м и в шесть раз меньшую ширину. Остойчивость такому узкому кораблю обеспечивали поперечные пропорции корпуса, резко расширяющегося книзу. Мачты были высокими, именно на флейтах впервые систематически применялись стеньги — верхние бревна составной мачты, с помощью которых она наращивалась. Парусов флейт нес много, но они стали меньше, что облегчило и ускорило работу с ними. Грузоподъемность флейта составляла в среднем 400 тонн, что было весьма неплохим показателем. И самое главное, этот корабль был полувоенным: его можно было вооружить десятком пушек, и он мог успешно противостоять нападению пиратов. В эпоху, когда торговые компании списывали на пиратов до 75% потерь транстихоокеанской торговли, это было важно.