Как привести народ на выборы

Высокий результат при хорошей явке. Кремлевские источники сообщили о задачах на президентские выборы. Варианты для привлечения электората на избирательные участки называются самые разные, в том числе экзотические. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что при любом развитии событий результат предопределен.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Тема президентских выборов вновь вброшена в информационное поле. Причем все идет по накатанному сценарию: СМИ сообщают новость со ссылкой на некий источник, Дмитрий Песков опровергает одной и той же фразой — говорить об этом преждевременно. Что означает: мы работаем, решаем важнейшие для страны проблемы и говорить о событиях 2018 года не намерены.

Хотя, по большому счету, непонятно, когда именно начинать обсуждать тему. Ведь уже несколько человек объявили о намерении выдвигаться.

На самом деле, очень похоже, что в Кремле и на Старой площади работа кипит. Задача известна: главный кандидат должен не просто победить, а заручиться поддержкой не менее 70% голосов избирателей при максимально высокой явке. Как ее обеспечить — не совсем понятно. Потому что результат, по крайней мере, на сегодня известен: кандидат от власти в любом случае побеждает. Версия выпустить в политическое поле так называемого спарринг-партнера — яркого представителя оппозиции — пока явно не на первом месте.

Есть старый проверенный советский метод, как привести народ на избирательные участки,— устроить распродажу дефицита по сниженным ценам. Сейчас времена другие, но суть та же — нужно завлечь чем-то ярким и интересным. Например, привлечь молодежь: создать для этого компьютерную игру под условным названием «Приди на выборы» или совместить большие выборы с местными опросами по каким-либо значимым проблемам. Хотя выглядит все это, по меньшей мере, странно: может показаться, что выборы президента — это нечто второстепенное, дополнение к чему-то.

В целом же «источники» согласны, что голосование в 2018 году — это референдум о доверии действующей власти. А все, что вокруг, как бы технологическая конструкция в поддержку главного кандидата. Обложка видимо, остается на усмотрение политтехнологов. Понадобится Навальный или иная кандидатура в качестве спарринг-партнера, значит, будет участвовать. Нет — так и останется вечно осужденным.

Кстати, определение «референдум» в такой ситуации не совсем точное. Плебисцит ведь теоретически может не состояться, или же граждане в ответ на основной вопрос скажут «нет». В нашем случае подобное исключено. У нас кандидат побеждает в любом случае. И это достигается не путем соревнования программ, открытых дебатов и других выборных атрибутов. Нет. У нас политическая система настроена так, что поддержка электората достигнута заранее. Поэтому и исход то ли выборов, то ли референдума предопределен.

Вся лента