Наглядная история человеческой жизни

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич — о Московском международном фестивале наивного искусства «Фестнаив», основные события которого проходят в Музее современного искусства.

Фото: mmoma.ru

В пятый раз проходит Московский международный фестиваль наивного искусства «Фестнаив», с 2004 года. Мероприятий много, главные — в здании Музея современного искусства на Петровке. И самая главная — выставка «Наив...но».

Всего около 500 экспонатов из фондов ММОМА, Музея русского лубка и наивного искусства и других государственных и частных собраний. Для организаторов наивистами оказались не только Анри Руссо, Нико Пиросмани, Павел Леонов, Иван Селиванов, Любовь Майкова, но и Малевич, Бурлюк, Фальк, Ларионов и Гончарова, а также Илья Кабаков или Сергей Ануфриев. По поводу русского авангарда вопросов нет: Его представители всегда декларировали тесную связь своего творчества с народной художественной культурой. А вот уловить связь наивного искусства с московским концептуализмом на первый взгляд сложнее.

Решению этой сложной задачи архитектор выставки Алексей Трегубов попытался помочь экспозиционными методами. Он выстроил в анфиладе комнат историю человеческой жизни от рождения, чередуя пространства детства, образования, свадьбы и так далее, до смерти, а потом еще и сконструировав разделы ада и рая.

«Это действительно сложное пространство еще XIX века, где существует две анфилады, и зритель проходит из одной комнаты в другую. Основная мысль была построить экспозицию по довольно простому принципу — жизнь человека. Просто и банально. Благодаря этому принципу мы смогли в каждом зале выставить не только «наивных» художников, примитивистов, но и профессионалов, представителей современного искусства. Хотелось показать некий контекст, объем искусства, которое взаимодействует между собой. Профессиональные художники опираются на наивное искусство, как, например, Пикассо любил Руссо» , — рассказал он.

В результате получилось так: деревянные беленые конструкции Трегубова выглядят полноценным персонажем выставки «Наив…но».

Вся лента