Что падает в тайгу с космодрома Восточный

Один из главных принципов космической отрасли, определенный в федеральном законе «О космической деятельности»,— обеспечение безопасности и охраны окружающей среды. В связи с этим проведение экологического мониторинга в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧРН) является неотъемлемой частью комплекса наземных услуг. Что показывает такой мониторинг, можно проследить на примере исследования района падения ОЧРН «Союз-2.1а», которая была запущенна с космодрома Восточный 28 апреля 2016 года и вывела на орбиту три научных спутника: «Ломоносов», «Аист-2Д» и «СамСат-218». 

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Совместно со специалистами Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космодрома место падения ОЧ РН «Союз-2.1а» на Центральноякутской равнине изучали ученые Института водных и экологических проблем СО РАН. Район падения фрагментов ракеты находился в тайге на стыке Лено-Вилюйской низменности и Привилюйской равнины.

Почвы здесь преимущественно мерзлотнотаежные и болотного типа. Экологически они довольно уязвимы: достаточно небольшого толчка, который может сместить экологическое равновесие и привести к денудации и обезлесиванию значительных пространств. Вот почему было так важно оценить экологических последствия первых запусков с Восточного до того, как космодром выйдет полностью на проектную мощность.

В районе падения ОЧРН высокие концентрации нитратов (85,4 мг/кг) и нитритов (4,8 мг/кг) обнаружены только в пробе, извлеченной из-под фрагмента торового бака ракеты. В единичных точках отмечены повышенные концентрации марганца, цинка и кадмия. Но в целом химический состав и свойства поверхностных горизонтов почв в районе падения соответствуют природным и отражают фоновую ландшафтно-геохимическую обстановку, характерную для незагрязненных территорий.

Исходя их этого, штатные экологи космодрома и ученые делают вывод: негативное воздействие падающих фрагментов ракет-носителей, связанное с механическим повреждением поверхности почв и возможным привнесением соединений тяжелых металлов (особенно кадмия), имеет локальный характер и не несет угроз для нормального функционирования природных комплексов и здоровья человека.

Таким образом, те отходы космических запусков, которые остаются на Земле, хоть и несут риски, но поддаются эффективному контролю. Гораздо более серьезная проблема отрасли — скопления космического мусора на околоземных орбитах. Она обсуждается уже несколько десятилетий, но дальше обсуждений дело не идет. Сейчас рассматриваются три способа ее решения: увод спутников на более высокие орбиты; снижение их на орбиты, где они сгорят в верхних слоях атмосферы; сбор их в космосе с помощью челноков для разборки или повторного использования. Первые два пути предполагают серьезные энергетические затраты — до трети тонны топлива на один аппарат. Третий, учитывая стоимость современных спутников в десятки, а порой сотни миллионов долларов, может быть рентабельным, но инвесторов для него пока не нашлось.

Сергей Петухов

Вся лента