Кадрам не хватает перспективы

Эксперты РАНХиГС оценили качество госслужбы

По данным экспертно-аналитического центра РАНХиГС, 51% опрошенных специалистов называют ситуацию с кадрами на госслужбе "благоприятной, но с отдельными проблемами". Больше половины экспертов считают систему кадрового резерва госслужбы неэффективной, в том числе из-за ее формальной работы. Глава центра Николай Калмыков заявил, что обсуждаются меры, которые могли бы активизировать горизонтальную ротацию кадров.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

51% экспертов отмечают, что ситуация на госслужбе благоприятная, но есть отдельные проблемы. 41% респондентов говорят, что ситуация сложная (ответы "ситуация вполне благоприятная" и "ситуация в целом неблагоприятная" дали 4% и 3% экспертов). Всего опрошено было 125 представителей органов госвласти, бизнес-сферы и научного сообщества.

Также респондентам было предложено оценить 18 кадровых технологий, включая аттестацию, квалификационные экзамены и т. д. Эффективными они сочли применение поощрений госслужащих и учет профессиональных заслуг. По мнению 54% и 53% соответственно, они эффективны, а по мнению 40% — нет. Проверку сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера эффективной называют 54%, скорее неэффективной — 38% респондентов. Среди не работающих технологий называют индивидуальное планирование профессионального развития на госслужбе, формирование кадрового резерва и разрешение служебных споров.

41% опрошенных заявили, что система кадрового резерва государственной гражданской службы "скорее неэффективна", а "совершенно неэффективной" ее признали 13%. 29% отметили "скорее эффективную" работу резерва, и лишь 1% признал систему государственных резервистов "очень эффективной" (10% затруднились ответить). При этом 16% опрошенных назвали работу кадрового резерва "формализмом". "Есть вопросы по обеспечению реальных лифтов для резервистов. Резерв — это не ожидание должности, это возможность проявить себя, будучи под пристальным вниманием",— заявил "Ъ" глава экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. Идет обсуждение мер, которые могли бы активизировать горизонтальную ротацию кадров, говорит господин Калмыков. "Для резервистов возможно участие в проектах, экспертных работах и аналитическом обеспечении принятия решений вышестоящими инстанциями, что не требует изменения должностей, но дает возможность проявить себя и реализовать потенциал",— сказал глава центра. Депутат Госдумы Алексей Диденко (ЛДПР) заявил "Ъ", что после включения в президентский кадровый резерв прошел диагностику профессиональных и личностных качеств, получил задание по теме, связанной с местным самоуправлением (он возглавляет в Госдуме комитет по МСУ), и ждет начала программы обучения и стажировки.

Чтобы повысить качество резерва, опрошенные РАНХиГС предложили следующие меры: диагностировать эффективность кадров (13%), ввести четкую систематизацию резервов как на федеральном, так и на региональном уровне (11%), дополнительную подготовку кадров (9%). О возможных переменах "Ъ" писал 9 ноября 2016 года. В конце декабря состоялось заседание комиссии по вопросам госслужбы и резерва управленческих кадров под руководством главы администрации президента Антона Вайно. На нем обсуждалась возможность создания единой системы кадровых резервов федерального и регионального уровня, их объединение на базе единой автоматизированной системы. По сведениям "Ъ", было принято решение о необходимости комплексной концепции кадрового резерва.

Ирина Нагорных

Вся лента