Расписание недели

10–17 февраля

Фото: Игорь Мухин

выставка

Игорь Мухин Мультимедиа Арт Музей 16 февраля — 26 марта

Ретроспектива к 55-летию Игоря Мухина, не просто живого, но все еще молодого классика. От теперь уже хрестоматийной поэзии перестроечной улицы (жизнь против смерти: неформалы, панки, рокеры — с одной стороны, облупившиеся монументы — с другой стороны) до новых, впервые выставляющихся фотографий.


фильм

Лунный свет с 16 февраля

История про воспитание чувств в неблагополучных кварталах Майами —  главный конкурент “Ла-ла Ленда” Дэмиена Шазелла  в оскаровской гонке: 8 номинаций, в том числе и за лучший фильм. Чернокожий парнишка Шарон живет с наркозависимой матерью, приглядывает за ним местный наркодилер. В трех частях ленты, рассказывающих о детстве, отрочестве и зрелости героя, центральные, на первый взгляд, темы фильма  — сексуальная  ориентация, преступность, наркотики — заявляются и разрешаются парой коротких реплик за обеденным столом, и удивительным образом оказывается, что это тихий, мудрый и человечный фильм о бесконечной сложности простых чувств.

Василий Миловидов о «Лунном свете» Барри Дженкинса


фильм

Мессия Государственная Третьяковская галерея (Инженерный зал) 14 февраля, 19.00

Знаменитый фильм основателя итальянского неорелизма Роберто Росселлини продолжает ретроспективу "Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино", приуроченную к выставке "Roma Aeterna" в Третьяковской галерее. На знаменитой пресс-конференции в 1963 году великий режиссер объявил о смерти кино и о своем уходе на телевидение. После этого героями Росселлини становились Людовик XIV и Жанна д'Арк, Сократ и Декарт, Блаженный Августин и Франциск Ассизский. Так что нет ничего удивительного в том, что последний фильм итальянского классика — жизнеописание Христа. "Новый стиль" позднего Росселлини — это принципы неореализма, перенесенные в костюмный кинематограф, и в "Мессии" он снимает евангельские события так же, как до этого снимал римские улицы, максимально реалистично, с вниманием к людям и деталям.


мультфильм

Красная черепаха с 16 февраля

Первый полнометражный фильм студии "Гибли" после того, как ее покинул ее создатель Хаяо Миядзаки, снят голландским режиссером Михаэлем Дюдоком де Витом, лауреатом премии "Оскар" 2001 года за короткометражную анимацию. Его первый полнометражный фильм снимался пять лет, получил специальный приз программы "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале и сейчас номинирован на "Оскар". История маленького человека, оказавшегося на необитаемом острове в результате кораблекрушения, рассказана без слов и претендует на абсолютную универсальность высказывания о жизни и смерти, добре и зле, природе и человеке. Чтобы история не воспарила совсем уже в безвоздушное пространство голых идей, по экрану то и дело бегают веселые крабики, которых при желании можно взять в союзники в борьбе со сном.


Фото: Предоставлено автором

выставка

Татьяна Шерстюк. Hic sunt dracones / Здесь живут драконы ЦТИ «Фабрика» 10-26 февраля

Мультимедийная инсталляция Татьяны Шерстюк переносит зрителя в театр теней, отбрасываемых памятниками одному Феликсу, Дзержинскому, переместившемуся с Лубянки в "Музеон", и двум Владимирам — святому и князю, недавно появившемуся в Москве возле Кремля, и Ульянову-Ленину, давно появившемуся в Киеве и все же устоявшему в период "ленинопада". Калейдоскоп памятников и идеологий позволяет увидеть отечественную современность глазами средневекового географа, сообщающего о неизвестных землях: "здесь живут драконы". Кроме того, на "Фабрике", справляющей свое 12-летие, открыты выставки: Натальи Зинцовой, размышляющей о советской символике; "Агентства сингулярных исследований", размышляющего о пустых лозунгах перестройки; "Пиранези LAB", размышляющей о "Побочном продукте" творчества, то есть о пруфах — пробных отпечатках; членов мастерской "Антиколесо", размышляющих о разном; а также участников конкурса "Фабричные мастерские. Сессия III", без долгих размышлений делающих свое — подчас высокохудожественное — дело.


фильм

На игле Кинотеатр «Формула кино Горизонт» 14 февраля, 19.30

Показ легендарной экранизации одноименного романа Ирвина Уэлша завершит ретроспективу Дэнни Бойла в "Формуле кино Горизонт". На большом экране показывают не только "Пекло", "Пляж", "28 дней спустя" и получившего восемь "Оскаров" "Миллионера из трущоб", но также видеоверсии спектаклей "Франкенштейн: Камбербэтч" и "Франкенштейн: Ли Миллер", в которых исполнители главных ролей — доктора Франкенштейна и его создания — меняются местами. "На игле" — фильм о жизни четырех друзей-наркоманов в Эдинбурге — принес мировую славу не только Дэнни Бойлу, но также исполнителю главной роли Эвану Макгрегору. Ретроспектива проходит накануне выхода в прокат "На игле — 2", в основу которого лег роман-продолжение Уэлша "Порно".


балет

Танцы о любви Российский академический молодежный театр 14 февраля, 19.00

Второй год подряд в День святого Валентина в Москве показывают "Танцы о любви" — антрепризный вечер, придуманный танцовщиком Александром Сергеевым, который увлек своим любовным проектом отзывчивых коллег. На сей раз вместо исторической антологии дуэтов на сцене будет любовь современная, если не по времени создания хореографии, то по существу — то есть не ханжеская и разнообразная. Премьеры Мариинского театра Виктория Терешкина и Александр Сергеев зависнут в знаменитом "Поцелуе" — эротическом адажио из балета Прельжокажа "Парк", в котором любовники кружат в упоенно-бесконечном объятии, не разлепляя слившихся губ. Премьеры Большого Ольга Смирнова и Артем Овчаренко, обучавшиеся любви под руководством француза Жан-Кристофа Майо, покажут результат своих штудий в чувственном дуэте из его балета "Щелкунчик-труппа". Пермяки Ксения Барбашева и Александр Таранов представят романтическую версию любви в "Ноктюрне", поставленном их руководителем Алексеем Мирошниченко. Почвенную экспрессию страсти выдадут петербуржцы Алиса Петренко и Игорь Колб в дуэте из балета "Дождь", сочиненном Раду Поклитару. Но главное в этом вечере — неизвестная нам любовь: российская премьера "Лебедя" (однако не Сен-Санса, а Ольги Войцеховской) в постмодернистской версии молодого кубинца Даниэля Пройетто и в исполнении удивительной балерины Даниэлы Гомес-Перес. И мировая премьера 30-минутного балета "Видение розы" — реминисценцию знаменитого фокинского балета придумал Владимир Варнава, самый яркий из молодых российских хореографов (исходную музыку Веберна дополнил Александр Карпов), а исполнит молодежь Мариинки — Александр Челидзе и Полина Митряшина.


фильм

Обитель зла: Последняя глава с 16 февраля

Шестая часть легендарной франшизы режиссера Пола У.С. Андерсона с Миллой Йовович в роли непобедимой Элис, спасающей человечество от полчища плотоядных зомби. Режиссер обещал, что на этот раз вместе с Элис окончательно разберется с зомби-апокалипсисом, однако в финале оставил возможности для появления седьмой серии. Фильм воскрешает героев некоторых прошлых серий, а действие возвращает в Раккун-сити, в секретную лабораторию "Муравейник", где когда-то и начались приключения Элис. Очевидно, что Андерсон рассчитывает на преданную аудиторию поклонников франшизы — предыдущая часть "Обители зла" вышла на экраны пять лет назад.


фильм

Лев с 16 февраля

Драма Гарта Дэвиса основана на реальной истории Сару Брайерли — за права на экранизацию его книги "Долгая дорога домой" продюсеры заплатили $12 млн. История о потерявшемся в Индии пятилетнем мальчике, которого усыновила австралийская семья (Николь Кидман и Дэвид Уэнэм) и который нашел своих родителей спустя 25 лет, поделена на две части. В первой рассказывается о том, как маленький Сару потерялся в Индии в эпоху до интернета, во второй — как взрослый человек Сару потерялся в Австралии и с помощью интернета нашел свою настоящую семью. Главным спецэффектом фильма является документальная съемка встречи Сару Брайерли с матерью, показанная в финале. Семейные ценности, мультикультурализм, универсальность истории — и шесть номинаций на "Оскар".


фильм

Великая стена с 16 февраля

В центре сюжета “Великой стены” история двух европейских авантюристов (Мэтт Деймон и Педро Паскаль), отправившихся на восток за секретом черного пороха и столкнувшихся в пути с инопланетными чудовищами, которые  каждые 60 лет нападают на Китай,— именно для защиты от них, как выясняется, была построена стена. Снятый самым титулованным китайским режиссером Чжан Имоу и ставший самым дорогим в истории китайского кинематографа фильм, однако, совсем не похож на предыдущие искусные и сложные  ленты Имоу о средневековом Китае (“Дом летающих кинжалов” и “Герой”), а напоминает больше то ли детское фэнтези, то ли компьютерную игру.

Михаил Трофименков о «Великой стене» Чжан Имоу


выставка

Оттепель Третьяковская галерея на Крымском Валу 14 февраля — 11 июня

Выставка на Крымском Валу  — одно из трех главных событий в программе всемосковского фестиваля “Оттепель: лицом к будущему”. Наравне с официальным искусством эпохи, здесь покажут  и “возвращение отцов”, причем у зрителя не остается сомнений, что “Отец” Павла Никонова вернулся не только с фронта, но и из лагеря, и  память о войне и ГУЛАГе — с расчеловеченным героем скульпторов-фронтовиков, Вадима Сидура и Эрнста Неизвестного, и диссидентство, и противостояние “сурового стиля” и не менее сурового андерграунда.

Анна Толстова о выставке в Третьяковской галерее на Крымском Валу


фильм

Патерсон с 16 февраля

Новый фильм Джима Джармуша — история водителя  автобуса по фамилии Патерсон из маленького американского городка  — который тоже называется Патерсон. Он пишет стихи, читает их только его любимая жена Лора, которая каждый день придумывает себе новое хобби и раскрашивает предметы в черный и белый цвет. В фильме не происходит никаких драматических событий, здесь все строится на повторениях: Патерсон просыпается в одно и тоже время, ведет автобус по одному и тому же маршруту, обедает на одной и той же лавочке, записывая в блокнот стихи, и  в одно и тоже время гуляет с собакой, встречая городских чудаков. Словом, после стольких попыток стать современным режиссером, Джармуш занялся тем, что ему всегда лучше всего удавалось: наблюдением за жизнью, само течение которой может сложиться в поэзию.

Андрей Карташов о «Патерсоне» Джима Джармуша


Вся лента