И изъять айфон в доход государства

Обвинение потребовало сурово наказать за пост в интернете

Главе татарстанского Союза молодых лидеров инноваций Рамилю Ибрагимову грозит быть приговоренным к трем годам колонии-поселения за пост в соцсетях, в котором он оправдал расстрел посетителей гей-клуба в США в прошлом году. Такой срок в суде для него запросила прокуратура. Адвокат господина Ибрагимова призвал суд считать действия своего подзащитного не более чем «нарушением этических норм» и ограничиться штрафом.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вчера в Казанском гарнизонном военном суде завершилось судебное следствие и прошли прения по уголовному делу в отношении главы татарстанского некоммерческого партнерства «Союз молодых лидеров инноваций», бывшего телеведущего Рамиля Ибрагимова. Он обвиняется в публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Процесс проходит с участием трех самарских судей из Приволжского окружного военного суда. Защитником господина Ибрагимова является известный татарстанский адвокат Александр Коган.

Напомним, поводом для преследования господина Ибрагимова стала его запись в соцсетях, сделанная после случившегося в прошлом году в ночь с 11 на 12 июня массового расстрела посетителей ночного гей-клуба Pulse в американском городе Орландо. Тогда погибли 50 человек, еще более 50 были ранены. Нападавшим был 29-летний житель Флориды Омар Матин, родившийся в семье выходцев из Афганистана. Он был застрелен полицией. Ответственность за произошедшее на себя взяло запрещенное в РФ «Исламское государство».

В своем посте Рамиль Ибрагимов фактически одобрил убийство, назвав напавшего «правильным афганским пацаном», а представителей секс-меньшинств нецензурным словом, и выразил надежду, что раненые также умрут.

Вчера на состоявшемся до прений допросе Рамиль Ибрагимов рассказал, что в тот день он с подругой и коллегой смотрел футбольный матч. «Я услышал от коллеги новость о расстреле в гей-клубе. Я тут же взял в руки свой айфон и разместил пост»,— пояснил подсудимый. По его словам, это была «безобидная картинка», на которой он стоит с девушкой, держащей в руке «красную розу — символ любви», и подпись, «сводившаяся к неприятию гомосексуализма». Господин Ибрагимов уверяет, что в тот момент не располагал информацией о возможном теракте: «Расстрел меня не удивил, поскольку мы из СМИ узнаем, что за океаном то и дело происходят подобные трагедии. Виной тому свободная продажа оружия». По словам подсудимого, он посчитал, что людей расстреляли именно из-за их нетрадиционной ориентации. Поскольку сам он «разделяет политику руководства нашей страны в отношении запрета пропаганды ЛГБТ», то и выразил в посте свое мнение, «воспользовавшись конституционным правом на свободу мысли и слова». На вопрос гособвинителя, почему, имея два высших образования и будучи психически здоровым, он допустил такой пост, господин Ибрагимов признался, что «совершил поступок глупый, необдуманный, циничный». Подсудимый заявил, что не согласен с предъявляемой ему террористической статьей, а его «единственный грех» именно в «текстовой составляющей» о подвергшихся нападению.

Эти доводы не убедили гособвинителя, который на прениях попросил признать подсудимого виновным по инкриминируемой статье: «Доказательства достоверные и достаточные для обоснования виновности». Он отметил, что инцидент в клубе ряд стран и ООН осудили именно как теракт. Гособвинитель попросил назначить господину Ибрагимову три года лишения свободы в колонии-поселении, а также изъять у него в доход государства айфон как орудие совершенного преступления.

В свою очередь адвокат Коган заявил, что в отношении его подзащитного «неправильно был трактован и применен закон». По его словам, господина Ибрагимова сейчас фактически судят по статье в старой редакции, в которой отсутствует такое понятие, как интернет. «Я не нашел ни одного доказательства, что трагедия в гей-клубе была признана терактом,— продолжил свои аргументы защитник.— Она не признана им до сих пор! Ни ФБР, ни ЦРУ. А у нас мало было массовых убийств? Евсюков, Кущевка… Это тоже теракты? Мы так можем далеко зайти с терактами». Господин Коган отметил, что президент РФ Владимир Путин, выражая властям США соболезнования по поводу случая в гей-клубе, говорил о «варварском преступлении» — слова «теракт» не звучало.

«Конечно, он (господин Ибрагимов.— „Ъ“) нарушил этические нормы. В такой циничной форме выражать мнение неэтично. Но это не уголовно наказуемое деяние»,— считает адвокат. Господин Коган напомнил, что изначально дело вели по статье о возбуждении ненависти, а потом, «видимо для улучшения показателей», изменили на террористическую. Адвокат полагает, что в отношении его подзащитного вполне можно применить ст. 25.1 УПК РФ, где сказано, что суд по собственной инициативе может прекратить уголовное дело и преследование, ограничившись штрафом. «Такое решение будет справедливым и вполне соответствовать тому проступку, который совершил мой подзащитный»,— резюмировал адвокат.

Очередное заседание состоится сегодня, на нем подсудимый выступит с последним словом, после чего будет оглашен приговор.

Андрей Смирнов

Вся лента