Петербургский авторынок погрузился на новое дно

Автодилеры побили антирекорд последних семи лет

Рекордно низкими (с прошлого кризиса) продажами запомнится автодилерам ушедший 2016 год. Очередное падение, на этот раз на 4% по сравнению с предыдущим годом, и всего 119 517 проданных авто — итог очередного этапа кризиса на автомобильном рынке города. Игроки не смогли удержаться на уровне прошлого года, впрочем, не воплотив в жизнь негативный сценарий развития, согласно которому продажи могли упасть на 10%. Между тем, заводы города в сумме также снизили объемы производства — общий спад составил 9%. Низкие результаты прошлого года могут привести к относительному росту как выпуска новых авто, так и продаж в наступившем 2017 году, полагают эксперты. Но и такой рост возможен лишь при продолжительной государственной поддержке отрасли.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На автомобильном рынке Петербурга 2016 год завершился очередным падением. Показатели снизились как у дилеров, так и у петербургских заводов. Если объемы производства за год упали на 9%, объем реализованных автодилерами новых авто стал меньше на 4%, сообщает аналитическое агентство "Auto-Dealer-СПб". По словам генерального директора агентства Михаила Чаплыгина, падение производства на трех действующих заводах — Nissan, Toyota, Hyundai — составило всего 5%: статистику ухудшил автозавод GM, в базовом 2015 году продолжавший производить небольшие объемы автомобилей.

За год с конвейеров трех петербургских заводов сошло 281 500 автомобилей, из которых 74% пришлось на завод Hyundai. Заводы Nissan и Toyota поровну разделили между собой оставшиеся 26%. Несмотря на трехлетнее падение производства, петербургский автопром, как и в 2015 году, выпустил четверть всех машин в России — 25,6%.

Продажи новых авто упали не так сильно, как в прошлом году: 4% против 35% в 2015 году. За весь прошлый год автодилерами Петербурга реализовано 119 517 автомобилей. Лучший результат показала марка Hyundai, которая на фоне общего падения нарастила продажи сразу на 31% (14 552 проданных авто). Второе место занял Renault (12 046 авто), как и год назад опережая марку Lada (11 883 авто). При этом продажи французского бренда год к году сократились на 4%, тогда как российский сумел нарастить продажи в Петербурге на 26%. Рост, в первую очередь, связан с выходом на рынок принципиально новых моделей Vesta и X-Ray.

Продажи автомобилей KIA за год упали на 13%, и марка с 11 054 проданными автомобилями с первой строчки рейтинга скатилась на четвертую. Немецкий Volkswagen (8307 автомобилей) повторил прошлогодний результат, оставшись на пятом месте и потеряв 1% реализации. В 2015 году марка ухудшила свои результаты сразу на 39%, и за 2016 год так и не сумела выправить свое положение.

Вырасти на падающем рынке смогли Ford (7499 авто, рост на 6%), Skoda (6827 проданных автомобилей, рост на 3%) и Toyota (6101 автомобиль, увеличение продаж на 5%), занявшие шестое, седьмое и восьмое места рейтинга. Nissan показал самое большое падение из марок, находящихся в топ-10. Продажи бренда упали на 21%, составив 4940 автомобилей. Единственным премиальным брендом, попавшим в топ-10, стал Mercedes, занявший с 4822 проданными авто десятое место.

Генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин полагает, что 2017 год может завершиться ростом и для производителей, и для дилеров. "Можно сказать, что авторынок достиг дна в нынешнем цикле своего развития: меньше автомобилей за последние восемь лет в Петербурге было продано только в 2009 году, на который пришелся пик предыдущего кризиса", — отмечает эксперт.

Способствовать росту производства в наступившем календарном году может высокий спрос на производящиеся в Петербурге автомобили: семь из девяти выпускаемых в городе моделей входят в число популярнейших в России. Это лидирующий на российском рынке седан Hyundai Solaris, KIA Rio (собирается на том же заводе в Каменке), бизнес-седан Toyota Camry, Nissan X-Trail и Nissan Qashqai, а также запущенные в производство в 2016 году кроссоверы Hyundai Creta и Toyota RAV4. Возможное увеличение продаж зависит от срока действия государственных программ поддержки отрасли, отмечает эксперт.

Герман Костринский

Вся лента