ОАО РЖД никак не решится отдать «Трансконтейнер»

Оно опасается потери контроля над контейнерными перевозками

ОАО РЖД продолжает обсуждать судьбу своего пакета акций железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» (50% плюс 2 акции). Если в декабре монополия считала наиболее выгодной продажу части своего пакета, то к концу месяца пришла к выводу, что выгоднее всего сохранить текущую ситуацию. Но обсуждение пока не закончено, подчеркивает глава монополии Олег Белозеров.

Фото: Трансконтейнер

ОАО РЖД пока не определило свою позицию по целевой структуре акционеров «Трансконтейнера» (монополия через ОТЛК владеет в нем 50% плюс 2 акциями). Обсуждение продолжается, в очередной раз заявил в воскресенье президент монополии Олег Белозеров.

При этом в течение прошлого декабря ОАО РЖД склонялось к разным решениям относительно своей доли в «Трансконтейнере». Как сообщал “Ъ” 20 января, монополия рассматривала четыре варианта — сохранение существующего положения, наращивание доли до 100%, разделение «Трансконтейнера» по видам деятельности или на контейнерный и терминальный бизнес, а также продажу части своей доли или всех акций. Среди этих вариантов наиболее перспективной виделась продажа части пакета, позволяющая привлечь дополнительные инвестиции в профильный бизнес и направить «Трансконтейнер» по пути ускоренного роста. Это могло увеличить к 2021 году чистую прибыль оператора на дополнительные 2 млрд руб. против базового сценария, а полная консолидация оператора и, наоборот, продажа всей доли ОАО РЖД требуют оценки итогового экономического эффекта для монополии. Сохранение статус-кво расценивалось как нейтральный вариант.

Но к концу месяца позиция компании изменилась: ОАО РЖД все же решило сохранить существующую структуру акционеров «Трансконтейнера», следует из протокола заседания комитета по стратегическому планированию ОАО РЖД от 23 декабря. Согласно этому документу, менеджмент рассматривает три варианта: полную или частичную продажу акций «Трансконтейнера», его разделение между акционерами и сохранение статус-кво. Последний вариант, говорится в протоколе, «наиболее предпочтительный». Этот сценарий не дает дополнительного роста сверх базового — органического, но увеличивает доходы инфраструктуры от роста объемов контейнерных перевозок, акционерную стоимость «Трансконтейнера», а также дает стабильный дивидендный поток, следует из презентации ОАО РЖД к заседанию комитета. Полная или частичная продажа акций «Трансконтейнера» сочтена нецелесообразной из-за того, что оценка текущей и перспективной акционерной стоимости компании ниже справедливого уровня. Также отсутствует синергия от смены акционера, поскольку для получения положительного эффекта средства более целесообразно вкладывать в модернизацию существующих активов и формирование дополнительного спроса. Также появляется риск установления новым собственником на рынке монопольно высоких цен.

В протоколе заседания комитета приведена позиция Олега Белозерова. По его мнению, доля платежей «Трансконтейнера» составляет существенную часть доходов монополии от контейнерных перевозок — более 30 млрд руб. в 2016 году и более 57 млрд руб.— к 2020 году. При дальнейшей перепродаже пакета стратегическим инвесторам «существует риск его приобретения иными участниками рынка международных контейнерных перевозок (в том числе морских или океанских) в качестве ограничительной меры, что приведет к значительному снижению доходов ОАО РЖД от контейнерных перевозок»,— говорится в протоколе. С учетом этого «целесообразно рассматривать варианты дальнейшего распоряжения пакетом акций “Трансконтейнера”, подразумевающие сохранение существующей системы управления и контроля над “Трансконтейнером” со стороны ОАО РЖД», резюмирует глава монополии.

В правительстве единая позиция относительно судьбы контрольного пакета «Трансконтейнера» пока не просматривается. В прошлый четверг первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что «Трансконтейнер» может быть внесен в план приватизации активов ОАО РЖД, чтобы обеспечить монополию денежным потоком и минимизировать ее запросы на поддержание тарифов. В субботу глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что приватизация контрольного пакета «Трансконтейнера» требует тщательной проработки и анализа, чтобы «не совершить трагическую ошибку», ведь «частная монополия, если будет образована, будет во сто крат хуже, чем государственная» (цитата по «РИА Новости»). А министр транспорта Максим Соколов сообщил, что ведомство намерено собрать информацию от всех участников рынка, в первую очередь от ОАО РЖД, и, как только монополия направит сформулированную позицию, ее сразу будут готовы обсуждать на площадке Минтранса.

Наталья Скорлыгина

Вся лента