Сергей Лавров отвязал снятие санкций от ядерного разоружения

Глава МИД РФ подвел итоги 2016 года

Глава МИД РФ Сергей Лавров сегодня провел пресс-конференцию, в ходе которой подвел итоги 2016 года. Назвав терроризм главным вызовом ушедшего года, министр напомнил российскую позицию по ключевым вопросам мировой политики, включая диалог с США при новой администрации, а также урегулирование конфликтов в Сирии и на Украине. При этом он прокомментировал недавнее интервью избранного президента США Дональда Трампа, в котором тот высказался на тему снятия санкций с России и необходимости продолжать ядерное разоружение: Сергей Лавров дал понять, что в Москве не восприняли это высказывание как предложение увязать эти вопросы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

О конфликте в Сирии и борьбе с терроризмом

Сергей Лавров выразил уверенность, что Москва поступила правильно, начав военную операцию в Сирии. «Понимаете, остановить эту войну, обеспечить права не только христиан, но и мусульман и прочих людей, которые живут и жили всю жизнь в Сирии, в других странах региона, можно, прежде всего используя силу, потому что терроризм нужно беспощадно бить и добивать. Именно этим и занимаемся, помогаем сирийской армии и тем ополченцам, которые вместе с сирийской армией участвуют в антитеррористической борьбе»,— пояснил он.

При этом господин Лавров надеется, что новая американская администрация будет способствовать уничтожению террористов. «Немало примеров того, что и “Нусру”, и ИГИЛ американцы и их союзники втихаря хотели использовать для ослабления и свержения в конечном итоге режима Асада. Поэтому они достаточно отстраненно подходили к реализации заявленной ими цели — борьбе с терроризмом»,— напомнил дипломат.

Об отношениях с США и снятии санкций

Как заявил глава МИД РФ, первый официальный контакт с новой американской администрацией может состояться в Астане, если американская сторона примет приглашение и направит кого-то из своих экспертов для участия в переговорах по сирийскому урегулированию.

При этом, отвечая на вопросы журналистов, Сергей Лавров заверил, что в настоящее время российские дипломаты работают в США в более сложных условиях, чем их американские коллеги в России. Иллюстрируя свою мысль, министр рассказал в том числе о попытке вербовки в апреле 2016 года американскими спецслужбами одного из российских дипломатов, сообщив, что вербовщики «засунули буквально в машину в его отсутствие $10 тыс. с предложением о сотрудничестве». «Деньги были оприходованы нашей бухгалтерией, и они сейчас работают на благо российского государства»,— уточнил министр.

Он также прокомментировал недавнее заявление избранного президента США Дональда Трампа о перспективах снятия санкций, в котором многие эксперты и журналисты увидели взаимосвязь между отменой ограничительных мер и процессом ядерного разоружения. Напомним, накануне Дональд Трамп заявил в интервью Times: «На Россию наложены санкции — давайте посмотрим, можем ли мы добиться хороших сделок с Россией. Думаю, что очень серьезное сокращение ядерного оружия — часть этих сделок». «Я здесь не увидел предложения разоружаться в ответ на снятие санкций. А тема ядерного разоружения является одной из ключевых в отношениях, и я не удивлен, что избранный президент ее упомянул»,— прокомментировал Сергей Лавров. «Я не могу и не вправе интерпретировать то, что сказал Дональд Трамп в интервью, но я услышал в его фразе несколько иной смысл, чем то, что вкладывает сейчас большинство обозревателей и комментаторов,— уточнил министр.— Он сказал, что будет думать над тем, что делать с санкциями, это одна часть фразы. Вторая гласила, что, если с Россией можно делать общие дела, надо найти выход из этой ситуации. Третья часть — что среди полезных дел я, Дональд Трамп, вижу дальнейшие шаги в области ядерного разоружения».

О Дональде Трампе

«Его взгляды значительно отличаются от его предшественников, причем не только демократов, но и республиканцев. В основе этих взглядов лежат интересы Америки — так, как он их понимает»,— заявил Сергей Лавров.

«Если мы слышим, что во внешней политике для Дональда Трампа самым главным будет борьба с терроризмом, мы можем это только приветствовать… То, что мы слышим от Дональда Трампа и его команды, говорит, что они не будут прибегать к двойным стандартам, для того чтобы борьбу с терроризмом использовать еще и для достижения каких-то не относящихся к этой задаче целей,— приветствовал он заявления американской стороны.— Надеемся, что взаимодействие по сирийскому кризису с командой Дональда Трампа будет более эффективным, чем с администрацией Обамы».

О ситуации на Украине

«Что касается минских договоренностей, у меня нет каких-либо намерений их переписывать. Они закреплены резолюцией СБ ООН. Я не слышал, чтобы Франция и Германия как страны—участницы нормандского формата, чтобы Донецк и Луганск как члены контактной группы предлагали эти договоренности поменять. Наоборот, все мировое сообщество беспрестанно повторяет, что альтернативы минским договоренностям не существует».

«На Украине, да, действительно из политологических и официальных кругов на очень высоком уровне звучат заявления, что никто не собирается эти договоренности выполнять, что нужно их переписать, что нужно подключить к урегулированию в дополнение к нормандскому формату Соединенные Штаты».

О дружбе

Отвечая на вопрос корреспондента из ФРГ, Сергей Лавров рассказал, что надеется сохранить дружбу со своими коллегами из США и ФРГ и после того, как Франк-Вальтер Штайнмайер и Джон Керри покинут внешнеполитические ведомства. «Меня действительно связывают и с Франком-Вальтером Штайнмайером, и с Джоном Керри теплые, дружеские отношения — надеюсь, что эти отношения сохранятся независимо от того, в какой позиции каждый из нас находится. И Франк-Вальтер, и Джон об этом знают».

Записала Галина Дудина

Вся лента