«Огромная трагедия и утрата»

Игорь Бутман — о крушении Ту-154

Воспитанники школы-студии "Юные александровцы" почтили память артистов ансамбля. Дети возложили цветы к зданию коллектива в Земледельческом переулке, сообщает корреспондент "Коммерсантъ FM". На борту Ту-154 находились 64 артиста ансамбля им. Александрова, большая часть из них — артисты хора. Среди погибших — художественный руководитель коллектива, народный артист России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Они летели в Сирию, чтобы поздравить с Новым годом российских военнослужащих. Самолет потерпел крушение над Черным морем утром в воскресенье. Ведущий "Коммерсантъ FM" Юрий Абросимов поговорил с музыкантом, саксофонистом Игорем Бутманом.

Фото: Ирина Сизова

— Я понимаю, что, конечно, трудно говорить, когда хочется молчать. Но, тем не менее, как вы отреагировали на произошедшее? Когда вы узнали обо всем?

— О самолете я узнал где-то в районе 8 утра, я просто читал новости.

— Какие были ощущения?

— Тогда я еще не знал, кто на борту, все-таки это борт Министерства обороны. Потом я ждал списков тех, кто был в самолете. Там были три человека, которых я очень хорошо знал, с которыми связан был в последнее время очень много. И, конечно, с Валерием Михайловичем Халиловым у нас было несколько замечательных концертов, которые мы сделали в Консерватории, в Центре обороны, в Театре советской армии в рамках его фестиваля "Армия джаз", и целые произведения были сделаны. Главное, что я с ним разговаривал в понедельник, мы говорили о будущих планах, о нашей дружбе и о наших взаимных симпатиях. И также с Антоном Николаевичем Губанковым много раз встречались и играли на замечательных вечерах, которые проходили в Национальном центре обороны, где проходили встречи с замечательными людьми. Еще помощница Антона Николаевича Оксана, замечательная, милая, хрупкая девушка, которая на своих плечах выносила тоже все тяготы полетов российских артистов в Сирию.

— Традиция поддержки боевого духа войск восходит к очень давним временам. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну, когда были агитбригады, артисты кино и музыканты приезжали на передовую, потому что, естественно, солдатам, военным, которые находятся на войне, очень тяжело и очень сложно. Но сейчас война другая, и уровень опасности, учитывая, что происходит, где происходит, мне кажется, довольно отличается. Как вам кажется, такая практика актуальна сейчас, с учетом всей специфики?

— Они летели в Сирию, и не надо забывать, что это артисты Министерства обороны, ансамбля Александрова, они военные люди, и они летели туда поддержать, поздравить наших солдат с наступающим Новым годом, выступить перед ними. К сожалению, мы находимся в такой ситуации, когда у нас принято решение, что мы должны воевать в Сирии, это важно для наших интересов, нашей страны. Поэтому они выполняли свой долг, в первую очередь.

Во-вторых, они поддержали наших солдат, которые выполняют там свой долг каждый день, каждый день рискуют своей жизнь. Мы живем в такое непростое время, когда происходят подобные вещи, погибают мирные люди, я не хочу называть слово "теракт" или что-то такое, но мы все находимся в сложнейшей политической обстановке. Много противоречий в этой жизни на сегодняшний момент, разные интересы, все мы с какой-то стороны иногда как на вулкане. Поэтому мы, артисты, те, кто достоин туда летать, должны туда летать, и поддерживать, и выступать перед нашими солдатами. Так же поступают наши коллеги или партнеры из Соединенных Штатов Америки или из других стран, тоже приезжают и тоже выступают. Великий оркестр Гленна Миллера, музыку, которую мы до сих пор играем, тоже погиб в авиационной катастрофе во время Второй мировой войны, для нас — Великой Отечественной, для них — Второй мировой войны.

— Вы как профессионал можете оценить, насколько это большая потеря для музыкального мира, насколько трудно будет восстанавливать ансамбль? Уже прозвучали призывы сохранить коллектив во что бы то ни стало.

— Это огромная потеря. Все были замечательные музыканты, артисты хора. Этот хор, в котором традиции складывались годами. Каждый вокалист проходил огромный конкурс. Потом слаженность этого коллектива принесла мировую славу всей российской культуре. И по всему миру они ездили и выступали во всех странах мира с огромным успехом. Это гордость.

Конечно, это огромная трагедия, огромная утрата. И потом новый дирижер, новый руководитель должен быть профессионалом абсолютно высочайшего класса, с отличными идеями, очень коммуникабельным, открытым. Когда мы играли, по-моему, это было год назад, сложный концерт джазовой музыки, было все переделано Валерием Михайловичем, сделано на большой военный духовой оркестр, мы играли сложнейший джазовый концерт, и он великолепно отдирижировал. Он — один из основателей фестиваля "Спасская башня", основатель фестиваля "Армия джаз". Это огромные потери, которые, конечно, будет очень сложно восполнить. Это трагедия просто.

Вся лента