Спрос на «четверку»

телеком

В уходящем году привычный уклад работы операторов сотовой связи в Самарской области был несколько нарушен. В конце марта свои услуги в регионе стал предоставлять еще один федеральный игрок — Tele2. Однако выход дискаунтера на рынок, вопреки ожиданиям, не сказался видимым образом на динамике бизнеса «большой тройки», как утверждают ее представители. Для того, чтобы отвоевать существенную долю рынка, новому игроку, по мнению «старожилов», понадобится немало средств и времени.

В разных плоскостях

Текущий год для операторов сотовой связи в Самарской области ознаменовался большим событием. Появился новый федеральный игрок — Tele2, который с 30 марта начал предоставлять услуги в регионе.

В Самарской области Tele2 предоставляет услуги в стандартах 2G и 3G. Построить сеть GSM оператор смог благодаря тому, что в октябре прошлого года выиграл торги на частоты 1800 МГц в регионе, заплатив за них более 1 млрд руб. По данным компании, Tele2 готова обеспечить голосовой связью территории, где живут 77% населения Самарской области, мобильным интернетом — 74%. В ближайшее время компания не планирует строительство сетей 4G в регионе, объясняя это тем, что в Самарской области только у 5% пользователей есть устройства, которые поддерживают 4G.

Игроки «большой тройки» уверяют, что появление нового оператора существенно не изменило расклад сил на рынке Самарской области. «МегаФон», который работает в регионе более 14 лет, за это время построил более 3 тыс. базовых станций, дающих покрытие 98% территории. "Год назад мы завершили самую масштабную модернизацию оборудования, обеспечив высокую степень надежности и перспективности своих услуг. Мы создали развитую сеть оптоволоконных линий связи для высоких скоростей. Иными словами, наши абоненты привыкли к определенному уровню услуг, за которым стоят огромные объемы инвестиций и труда. Все это невозможно создать в одночасье«, — отмечает директор Самарского отделения компании «МегаФон» Максим Токаренко. По итогам девяти месяцев 2016 года, сеть «МегаФона» в Самарской области обслуживает свыше 3,3 млн абонентов — больше, чем жителей губернии. В МТС также говорят, что компания потратила более 10 лет, чтобы обеспечить качественное покрытие региона сетями трех стандартов. Только за последние два года она инвестировала более 2 млрд руб. в развитие сети в Самарской области, построила более 700 новых базовых станций.

По мнению аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, появление Tele2 в регионе не сильно беспокоит «большую тройку» и потому, что потенциальные клиенты у операторов разные. «Целевая аудитория Tele2 своеобразная, отличающаяся низким ARPU (Average Revenue Per User — средняя выручка с пользователя за определенный период времени. — «Ъ-Итоги года»), нежеланием покупать допуслуги, поэтому их абоненты как бы находятся в другой плоскости", — сообщает аналитик.

Директор по маркетингу самарского филиала МТС Евгения Андросова также обращает внимание на то, что в цифровую эпоху абоненты руководствуются несколькими ключевыми параметрами при выборе оператора. "Это и качество покрытия, и скорость мобильного интернета, и возможность получить комплекс услуг в одном месте. Цена здесь играет далеко не первую роль, тем более что разница в тарифах незначительная. В этих условиях компании, которые много лет строят и модернизируют сеть, улучшают покрытие, предоставляют мобильную связь в трех стандартах и предлагают абонентам целый спектр дополнительных услуг от спутникового телевидения до финансовых сервисов, имеют существенное конкурентное преимущество", — говорит госпожа Андросова.

Тем не менее Tele2 строит большие планы на Самарскую область. Со времени коммерческого запуска дискаунтера число его абонентов в Самарской области выросло на 1060%. Значительную долю, по данным Tele2, составили пользователи, перешедшие из сетей других мобильных операторов с сохранением прежнего номера.

"Самара — стратегически важный регион для Tele2. В первый год работы мы приложили много усилий для того, чтобы заслужить доверие жителей и укрепить позиции компании на рынке региона. Прежде всего, это инвестиции в развитие сети, повышение доступности и качества услуг. Также мы много работали над улучшением тарифного портфеля, анализировали профиль потребления абонентов и запускали новые востребованные продукты", — рассказывает директор самарского филиала Tele2 Петр Семенищев.

Конкуренция как стимул

И все-таки с усилением конкуренции крупнейшим сотовым операторам приходится считаться. Российский рынок мобильной связи в РФ последние несколько кризисных лет по совокупности параметров был близок к стагнации как с точки зрения числа действующих абонентов, так и в денежном выражении. "По состоянию на конец второго квартала 2016 года, в России было 251,6 млн действующих сим-карт против 240,3 млн на конец 2014 года. В денежном выражении рынок сокращается уже два года подряд. По итогам 2015 года, совокупная выручка российских операторов от мобильных услуг сократилась на 0,3% год к предыдущему году — до 887,3 млрд руб. Сокращение рынка мобильной связи в 2016 году может составить до 0,3%", — такие цифры приводит финансовый аналитик ГК"Финам" Тимур Нигматуллин.

Разработка новых, востребованных и уникальных продуктов — возможность быть в авангарде трансформации телеком-рынка, говорит старший менеджер по внешним коммуникациям Центрального региона ПАО «ВымпелКом» Инна Рыбина. "Например, как мы это уже сделали, объединив мобильную связь и проводной интернет и телевидение в один тариф с привлекательной ценой, — это существенный прорыв«, — дополняет госпожа Рыбина.

Основной тренд телеком-рынка — развитие услуг на основе передачи данных, при этом акцент делается на комплексных комплементарных предложениях. Если раньше клиент обращался к оператору за конкретной услугой (голосовой связью, мобильным или фиксированным интернетом), то сейчас работа строится от бизнес-задач клиента, для которых оператор предлагает решение «под ключ», используя любые имеющиеся у него технологии. Клиентам теперь удобно решать все свои вопросы в формате «единого окна», не тратя времени, и выиграет тот, кто сможет предоставить им максимально широкий перечень услуг.

«МТС уже ушел от определения «мобильный оператор», предлагая клиентам большое количество сервисов — от собственных мобильных приложений до системной интеграции. В настоящий момент мы являемся конвергентным поставщиком услуг и для бизнеса, и для обычных абонентов — даже на уровне наших салонов, где можно не только пополнить баланс телефона или купить планшет, но и оформить страховку, оплатить услуги ЖКХ, приобрести билет на самолет или поезд, совершить денежный перевод«, — подчеркивает Евгения Андросова. Таким образом, операторы связи выходят за пределы привычного бизнеса, предлагая клиентам услуги на стыке отраслей. Например, в этом году «МегаФон» запустил собственную платежную карту, привязанную к счету мобильного телефона.

По оценкам «Алор Брокер», сейчас на Tele2 приходится примерно 10% рынка Самарской области, остальное делят между собой операторы «большой тройки» — у каждого из них по 30% рынка, плюс-минус 5% в зависимости от цикла маркетинговых усилий. По мнению Тимура Нигматуллина, в 2017 году местный рынок будет расти темпами менее 5% за счет увеличения проникновения услуг передачи мобильных данных. При этом доли «четверки» останутся неизменными из-за отсутствия значимых конкурентных преимуществ с точки зрения инфраструктуры, розницы или мобильных частот.

Елена Андреева

Вся лента