Встань и плати

Платные парковки Перми, по признанию администрации города и специалистов, признаны успешно состоявшимся проектом 2016 года. По сравнению с другими регионами с платной парковочной зоной, Пермь выигрывает в ряде показателей, таких как процент оплачиваемости стоянки, сумма полученных средств и транспортная ситуация в центре города в целом. В следующем году эксперты прогнозируют и советуют разделение парковок на зоны с разной суммой оплаты и расширение самого парковочного пространства.

Парковка в центре Перми с этого года стала платной

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Платное парковочное пространство в Перми существует уже почти пять месяцев. В июле 2016 года «Пермская дирекция дорожного движения» заключила договор с ПАО «Ростелеком» на организацию системы платных парковок, и 15 августа она была запущена. Запустить этот проект пытались с 2014 года — именно тогда он был впервые представлен депутатам Пермской гордумы и предполагал введение платных парковок в центре города летом 2015 года. Тогда депутатам проект показался «сырым», но был принят в первом чтении, несколько раз переносился и был реализован только в 2016 году.

Пока зона платной парковки в центре города ограничена улицами Попова, Пушкина, Николая Островского, Советской (от ул. Николая Островского до ул. Максима Горького), Монастырской (от площади Перми I до ул. Газеты «Звезда») и Окулова (от ул. Газеты «Звезда» до ул. Попова). В следующем году администрация предлагает расширить зону платной парковки до улиц Крисанова, Революции и Клименко.

Сейчас цена парковки составляет 15 руб. за час, штраф за нарушение режима парковки — 1000 руб. Стоимость парковки в Перми — одна из самых низких среди городов России. В Тюмени, например, оплата составляет 25 руб./час, в Екатеринбурге — 30, в Казани — 50. В Туле стоимость сопоставима с Пермью — 10–20 руб./час.

В Перми парковочное пространство открылось с «обу­чающим периодом» для автолюбителей. Несмотря на то что факты нарушений зоны платной парковки стали выявляться еще в первую неделю, штрафы взимать было решено только с 1 октября. В первый месяц оштрафовали 51 нарушителя, были выявлены также случаи сокрытия номера посторонними предметами (пакетами, кусками бумаги). По словам начальника «Пермской дирекции дорожного движения» Максима Киса, ведется планомерная работа по уменьшению подобных случаев. В администрации Перми также фиксировали появление стихийных стоянок внутри кварталов, на незастроенных территориях, но и это явление там назвали «временным».

Уровень оплаты оказался довольно высоким и составил 83%, в бюджет Перми за это время поступило более 10 млн руб. «Это говорит о высокой дисциплине водителей. Сравнимые показатели в первые месяцы работы платных парковок наблюдались только в одном городе — Санкт-Петербурге», — отмечают чиновники. Чаще всего, в 56,6% случаев, пермяки для оплаты парковки пользовались сайтом и мобильным приложением. В 33,8% оплата производилась по sms, 9,6% пермяков использовали паркоматы.

По мнению замглавы Перми Анатолия Дашкевича, после введения платы за парковку существенно изменился характер использования парковочного пространства, в том числе сократилось число машин, припаркованных на дороге в течение дня. Парковки стали использоваться преимущественно для кратковременной стоянки — на час-два, при этом средняя продолжительность парковки составила менее часа. В зоне платной парковки в три раза сократилось количество нарушений правил остановки и стоянки.

Сейчас в мэрии рассматривается вопрос об устройстве платных парковок на обособленных территориях в пределах отвода автодорог. В 2017 году администрация предлагает расширить зону платной парковки до улиц Крисанова, Революции и Клименко. Кроме того, в следующем году будет проведен детальный анализ спроса на парковки и уровня их заполняемости. По его результатам будет решено, целесо­образно ли выделять несколько зон с разным уровнем оплаты.

Доктор технических наук профессор ПНИПУ Михаил Якимов уверен, что пермский эксперимент по введению платной парковочной зоны проходит успешно в силу того, что ему предшествовала качественная подготовка законодательной и нормативной базы. «Еще до того, как вывесили знаки и поставили паркоматы, была проделана большая работа и, в отличие от наших соседей — городов-миллионников, например Екатеринбурга, в Перми все оказалось лучше продумано и подготовлено, — говорит он. — Нужно понимать, что введение платных парковок не является самоцелью, а служит рычагом для повышения эффективности функционирования дорожного движения в городе, и это у нас пока получается». Господин Якимов считает, что намерение администрации Перми увеличить парковочную зону — резонное и должно быть осуществлено. «С учетом исследований ситуации на парковочных местах, в следующем году действительно нужно заняться увеличением зоны распространения парковочного пространства при помощи прилегающих к центру города территорий, но и, кроме того, нужно разделить существующее (зону 101) на четыре зоны с разной стоимостью парковки», — добавляет он.

Начальник департамента дорог и транспорта города Перми Илья Денисов также считает, что необходимость платной парковочной зоны на сегодняшний день оправданна. «Мы улучшили трафик движения транспортных средств, общественного транспорта в центре Перми, но и, кроме того, получили экономический эффект, — говорит он. — Те финансовые задачи, которые были поставлены в начале проекта, мы выполняем хорошо и даже перевыполняем». Из негативных аспектов господин Денисов отметил техническую сторону проекта: «Некоторые из паркоматов не работали, но мы все исправили. Честно говоря, не ожидали, что подведет техническая часть, программное обеспечение». Пермский проект парковочной зоны, считает он, изначально должен был вобрать в себя лучшее от проектов других городов, что и было сделано успешно. В дальнейшем действительно планируется увеличить количество платных мест стоянки, но вопрос о поднятии платы будет рассмотрен только в марте 2017 года.

ДМИТРИЙ КАМАЕВ

Вся лента