Это надо видеть

Выставки дизайна: от Жана Нувеля до Буруллеков

Ирина Осипова

BRAFA

21-29 января, Брюссель, Tour & Taxis, Avenue du Port 86 C | B

Одна из старейших и наиболее уважаемых ярмарок искусства Старого Света, BRAFA (Brussels Art Fair) проводится уже более 60 лет. Раньше сюда приезжали главным образом за живописью старых мастеров фламандской и голландской школ, но сейчас на ярмарке представлены все эпохи и стили, от статуй египетских фараонов и офортов Рембрандта до комиксов и современного дизайна. На 132 стендах немало культовых имен. Ян Фабр с панно из панцирей жуков "Что одному несчастье — другому шоколад" в галерее Jamar; Рембрандт Бугатти и его изящные бронзовые леопарды у Galerie de la Beraudiere, уникальный книжный шкаф Джо Понти, сделанный на заказ для полного собрания сочинений Габриэле д'Аннунцио (галерея Robertaebasta), и разноцветная библиотека Этторе Соттсасса для группы Memphis (галерея Le Beau). А для любителей музейных редкостей — парные столики-геридоны Адама Вейсвейлера конца XVIII века, совсем как в Эрмитаже (галерея Perrin).

8-я триеннале дизайна

19 ноября — 5 марта, Гент, Музей дизайна, Jan Breydelstraat 5

Смотр профессиональных достижений с 1995 года проводит организация "Дизайн Фландрии", озабоченная продвижением бельгийских талантов в этой области. Тема нынешней выставки — "Практический дизайн" — предлагает поразмышлять, насколько важны в сегодняшнем высокотехнологичном мире традиционное ремесло и рукотворность, как изменяются старинные техники под влиянием инноваций и в чем заключается магия дизайнерских предметов. В залах последовательно представлена изнанка творческого процесса: рисунки и компьютерные модели, исторические прототипы и современные материалы, весь путь от замысла до воплощения. Большая часть выставленной мебели, светильников, предметов интерьера и кухонной утвари сделана молодыми авторами, недавно основанными студиями и небольшими местными мастерскими.

"Это не копия"

27 ноября — 26 февраля, Монс, CID Grand-Hornu, Rue Sainte-Louise 82

Инновация или имитация? Вот в чем вопрос, уже много веков будоражащий все творческие сферы от музыки до дизайна. Где заканчивается цитирование и начинается плагиат и всегда ли можно провести между ними четкую грань? Технический прогресс усложнил проблему: в XV веке нужно было быть Микеланджело, чтобы сымитировать римскую античность, но в XXI безграничные возможности для воспроизведения открывает 3D-сканирование. Для современных дизайнеров это вопрос часто болезненный — копирование идей конкурентами сложно воспринять как комплимент, если оно представляет угрозу твоим доходам и репутации. Выставка в CID (Центре инновации и дизайна) — весьма оригинальный и ироничный взгляд на проблему. Здесь нет подделок, зато много примеров цитирования, стилизации и творческой переработки. Взять хотя бы недавний объект Studio Job "Трубка (Это не стол)" — трехмерный парафраз знаменитой картины Рене Магритта или обнимающиеся пластиковые стулья Берта Лошнера, превратившего дешевую мебель в арт-объект. Среди звездных участников выставки также Джаспер Моррисон, Константин Грчик, Ричард Хаттен.

"Как нам жить? Предложения для модернистского интерьера"

До 23 апреля, Нью-Йорк, МОМА, 11 West 53 Street (btwn 5th and 6th Aves)

Фото: 2016 Alexander Matter

Нью-йоркский Музей современного искусства посвятил экспозицию 1920-1950-м годам — культовому периоду в истории дизайна. Практически к каждому экспонату здесь можно добавить определение "знаменитый". Шезлонг LC/4 Пьера Жаннере, Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан и обстановка павильона Бразилии двух последних; трубчатые кресла Марселя Брейера и конструктивистские объекты Вальтера Гропиуса, чайный столик с большими колесами Алвара Аалто и раздвижной стол Эйлин Грей из интерьера приморской виллы "E-1027", построенной ею для себя и румынского архитектора Жана Бадовичи. Музей, впрочем, не ограничился простым показом шедевров своей коллекции. Более двухсот предметов, эскизов, картин, скульптур и фотографий сложены в более или менее цельные интерьеры, личные и общественные. Для полного погружения в эпоху музей предлагает выпить кофе в кафе "Бархат и шелк", воссозданном по проекту Лилли Райх и Миса ван дер Роэ для текстильной выставки 1927 года в Берлине.

Лондонский музей дизайна

С 25 ноября, Лондон, 224-238 Kensington High Street

После реконструкции Лондонский музей дизайна открылся на новом месте — в бывшем здании Института Содружества, построенном в 1962 году и приспособленном под музейные нужды британским архитектором-минималистом Джоном Поусоном. От старого здания остались фасад, несущие конструкции и эффектная вогнутая крыша. На сайте музея описания складываются в афоризмы, отражающие его суть и взгляды основавшего его в 1989 году Теренса Конрана: "Дизайн везде вокруг нас. Он никогда не заканчивается. Просто мы не всегда его замечаем". К открытию приурочены три выставки: "Страх и любовь: реакции на сложный мир" покажет 11 инсталляций известных авторов (среди них бюро OMA Рема Колхаса, Хусейн Чалаян и Нери Оксман), "Дизайнер, производитель, пользователь" представит основную коллекцию, "Лучшие дизайнеры года" — ежегодный дайджест последних достижений. Музей дополнил богатый культурными институциями район Южного Кенсингтона — на расстоянии небольшой прогулки от него расположены, например, Музей Виктории и Альберта и галерея "Серпентайн" в Гайд-парке.

"Ронан и Эрван Буруллеки. Городские фантазии"

8 октября — 12 февраля, Вайль-на-Рейне, Музей дизайна Vitra, Charles-Eames-Str. 2

Фото: Studio Bouroullec

Построенный четверть века назад для частной цели — демонстрации коллекции мебели ХХ века президента швейцарской компании Vitra Рольфа Фельбаума, музей быстро переключился на более глобальные задачи и теперь устраивает отличные выставки. Такие как нынешняя художественная фантазия на тему городского пространства, которую представил знаменитый французский дуэт братьев Буруллек, сотрудничающих с Vitra. На двадцати длинных столах — макеты, похожие на неожиданно ставший трехмерным скетчбук. Деревья, мосты и навесы, фонари, фонтаны и киоски с небольшими человечками показывают не конкретное место, но общие размышления о том, каким мог бы быть город, в котором хорошо жить, творить и мечтать. Это первое обращение дуэта к городскому пространству, попытка распространить знакомые модульные конструкции и органические формы за пределы замкнутого интерьера.

"Дух Баухауса" и "Жан Нувель. Мебель архитектора"

27 октября — 12 февраля, 19 октября — 26 февраля, Париж, Музей декоративного искусства, 107 Rue de Rivoli

Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais

В стенах парижского Музея декоративного искусства — два важных для ХХ века явления: немецкий Баухаус, оплот конструктивизма в довоенной Германии, и мебель архитектурной звезды Жана Нувеля. Первая выставка рассказывает историю уникальной школы, основанной в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом и просуществовавшей до 1933 года. Гропиус радел за синтез искусств, утверждал, что не видит разницы между художником и ремесленником, и разработал четырехлетнюю программу обучения, далекую от академических канонов, но благодаря ей из стен Баухауса вышли десятки выдающихся мастеров. Экспозиция рассказывает и о системе, и о достижениях — около 900 экспонатов позволяют сделать это в подробностях.

Жан Нувель, автор Института арабского мира в Париже, Лионской оперы и Токийской оперы, небоскребов в Нью-Йорке и Дохе и еще сотни зданий по всему миру, обладатель всех возможных премий, включая Притцкеровскую, проектирует мебель с конца 1980-х годов. Объектов набралось на хорошую ретроспективу, но он выбрал путь диалога с музеем и его коллекцией. Его столы, зеркала и светильники разместились в исторических галереях от Средних веков до XVIII века и захватили залы графического дизайна и рекламы, которые сам Нувель и спроектировал в 1998 году.

Maison & Objet

20-24 января, Париж, Nord Villepinte Exhibition Centre, CD 40 ZAC Paris Nord 2

Фото: Michel Bonvin

Одна из главных мировых выставок, посвященных дизайну, декору интерьера и тому, что французы называют l'art de vivre. На Maison & Objet всегда находится место как для крупных мебельных компаний и признанных авторов, так и для недавних выпускников творческих вузов. Среди первых на Maison & Objet выбирают "дизайнера года". Как правило, в январе это мастер предметного дизайна. В этот раз титул достался Пьеру Шарпену, который оформит на выставке пространство со своими работами. Еще один приз предназначен для "восходящей звезды", он будет вручен во время Maison & Objet одному из шести молодых талантов из Великобритании. Параллельно в дни выставки в Париже проходит еще одно важное событие — неделя дизайна Deco Off, когда ведущие производители декоративных тканей и аксессуаров для дома демонстрируют последние коллекции в своих шоу-румах в центре города.

Редакция благодарит Екатерину де Рошамбо-Лимонад, представителя BRAFA в России, арт-консультанта в области коллекционного дизайна за помощь в подготовке материала

Вся лента