Поделить автомобиль

Транспорт

Первый каршеринг (можно перевести как совместное использование автомобиля) в России заработал несколько лет назад, в Москве. Рынок краткосрочной аренды Петербурга развит не так хорошо, в этом году в городе появилось всего несколько операторов. Впрочем, к концу 2017 года на дорогах города появится еще около 1 тыс. каршеринговых автомобилей.

Алина Третьякова

Главное отличие услуги от классической аренды — поминутная оплата. Чаще всего новый сервис сравнивают с такси, впрочем, пока эксперты убеждают, что заказывать такси, хоть и дороже, но удобнее для пользователя. Впрочем, в условиях снижения платежеспособности населения многие отказываются от покупки автомобиля. Так, арендовать машину на несколько часов выходит выгоднее, чем содержать собственную.

В 2016 году на рынке Санкт-Петербурга появились две каршеринговые компании, работающие под брендами Colesa.com и Youdrive, в ноябре на дорогах города появилось 100 автомобилей московской компании "Делимобиль".

Краткосрочное развитие

"В нашем сервисе зарегистрировано более 160 тыс. пользователей. За год работы в Москве пользователи совершили более 1 млн. сессий аренд", — рассказывает Ашхен Петросян, руководитель пресс-службы "Делимобиль".

"В Санкт-Петербурге потенциальный объем рынка составляет около 5 тыс. машин", — рассказывает Михаил Седых, исполнительный директор компании Cariot, вендора оборудования и интерфейса для операторов каршеринга. При этом тенденции социальной значимости подобного сервиса, по мнению экспертов, станут очевидны только при насыщении рынка более 25%. "По нашим прогнозам, это произойдет к 2018 году", — добавляет Михаил Седых.

Московский же рынок поминутной аренды автомобиля развит лучше. Дмитрий Москалюк, вице-президент QBF, считает, что в Москве около 300 машин, операторов этого сервиса — не более десяти. "Автопарк Петербурга насчитывает около пятидесяти машин, вероятно, что в следующем году на рынке появится еще пять-семь каршеринговых компаний с возможностью краткосрочной и долгосрочной аренды, а автопарк вырастет до тысячи машин", — оценивает господин Москалюк.

И эксперты, и участники рынка соглашаются, что в Петербурге рынок каршеринга только начинает формироваться. "По нашим оценкам, речь идет об объемах не более 2-3 млн рублей в месяц, но ситуация быстро меняется, выходят новые игроки, и люди узнают о новом виде транспорта. Через шесть-семь месяцев рынок может увеличиться в три-четыре раза, потенциал огромен", — уверяет Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России".

"Спрос на каршеринг высокий. В Москве каждую машину арендуют восемь раз в день, в Петербурге спрос заметно ниже, но мы уверены, это только потому, что мы недавно вышли в Северную столицу, в сентябре этого года. Наш автопарк в Москве — 200 машин Smart. В Петербурге у компании 30 автомобилей, к концу года парк удвоится", — рассказывает Борис Голиков, генеральный директор каршеринга Youdrive.

Представитель "Делимобиля" выделяет ряд причин того, почему спрос на каршеринг в Москве выше, чем в Санкт-Петербурге. "Количество жителей Московского региона в несколько раз превышает население Санкт-Петербурга. Также правительством города созданы условия в нормативном правовом поле, стимулирующие развитие сервиса", — уверяет Ашхен Петросян. В Москве каршеринговые компании получает поддержку департамента транспорта, например, льготную парковку.

Потребительский потенциал

Потенциальными пользователями каршеринга эксперты называют людей, которые активно используют общественный транспорт, а иногда отдают предпочтение личному автомобилю. "Даже по консервативным оценкам, это десятки тысяч людей. Большое распространение услуга получит, когда аудитория поймет, в чем ее принципиальное отличие от такси", — отмечает Павел Сигал. Особенность в том, что автомобиль можно арендовать более выгодно по сравнению с такси, например, когда нужно оставить машину на длительное время, а после продолжить использование, считают участники рынка.

"В Москве, например, много поездок в "Икею", "Мегу" совершаются на каршерингах, так как это удобно", — комментирует сооснователь и управляющий партнер каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова.

На рынок Петербурга BelkaCar планирует выйти весной 2017 года, с первым траншем в 100 машин. "В городе каршеринг только начинает развитие, и компаниям потребуется немало сил и инвестиций для того, чтобы преимущества сервиса понимали так же четко, как и приложения такси", — считает госпожа Макарова.

"Эта услуга рассчитана на молодую и мобильную группу населения, на петербуржцев в возрасте от 23 до 36 лет", — уверен Михаил Седых.

Правила съема

О ближайших свободных машинах можно узнать с помощью мобильного приложения, которое установлено на смартфон пользователя. "Приложение позволяет открывать двери и окна автомобиля, проверять уровень топлива", — рассказывает Дмитрий Москалюк. Перед первой поездкой автомобилист должен зарегистрировать в приложении банковскую карту, с которой и будут списывать деньги за минуты аренды автомобиля.

Собственники каршеринговых компаний отдают предпочтение автомобилям Hyundai Solaris, Kia Rio, Smart. Некоторые компании закупают и несколько автомобилей более высокого класса, например BMW. "Все машины застрахованы по ОСАГО, некоторые — по каско. Автомобили каршеринга Anytime, например, застрахованы и по ОСАГО, и по каско. При ущербе до 70 тыс. рублей максимальная выплата составит 15 тыс. рублей, при ущербе на сумму более 70 тыс. рублей клиенту придется возместить 25% от стоимости ущерба, нанесенного автомобилю", — рассказывает Дмитрий Москалюк.

"Что касается наших клиентов, то они ограничены в ответственности за повреждение автомобиля на 30 тыс. рублей. Штрафы мы "перевыставляем" на нарушителей", — поясняет Александр Зернов, директор каршеринга ООО "Колеса", бренд Colesa.com.

"Наши автомобили, безусловно, все застрахованы по ОСАГО. С каско сложнее, так как для каршерингов, как правило, страховые компании предлагают очень высокие тарифы. Некоторые компании не берут каско вообще. При аварии, произошедшей по вине пользователя с ущербом до 100 тыс. рублей, клиент BelkaCar оплачивает сумму ущерба, но не более 30 тыс. рублей", — отмечает Екатерина Макарова.

"Все автомобили застрахованы по ОСАГО, ответственность клиента перед третьими лицами покрывается на сумму до 1,5 млн рублей. "Делимобиль" производит администрирование штрафов и "перевыставляет" их клиенту. Сумма списывается после направления уведомления, с приложенными подтверждающими документами, с карты клиента", — заверяет Ашхен Петросян.

Стоимость аренды автомобиля варьируется от 7 до 10 рублей за минуту. Обычно в эту цену уже включен бензин. "Многие городские жители из-за кризиса не могут позволить себе купить автомобиль, потому решают периодически арендовать машину. Краткосрочная аренда обходится пользователю дешевле, чем поездка на такси", — уверяет Дмитрий Москалюк.

Чаще всего незнакомые с работой каршеринга люди сравнивают этот сервис с такси, которые работают при помощи мобильного приложения, например, Uber или Gett. Сергей Муравьев, генеральный директор ООО "Эверест 8800", компании-партнера Uber в России по подбору водителей, убежден, что сегодня каршеринг проигрывает такси. Причин он называет несколько. "Водителю надо идти до места парковки автомобиля, тогда как при заказе такси клиент получает машину к тому месту, где он находится. Кроме того, необходимо найти место парковки машины, что сложно сделать в дневное время в тех районах, где нет зоны платной парковки", — убежден господин Муравьев.

С ним не соглашается Михаил Седых, по мнению которого концепция каршеринга не подразумевает конкуренции с такси. "Скорее это новый вид отношения к автомобилю", — считает господин Седых.

Александр Зернов обращает внимание на то, что использовать арендованный автомобиль в среднем на 20-40% дешевле, чем такси. "Но мы постоянно подчеркиваем, что нас не стоит сравнивать. Каршеринг — это скорее замена собственному автомобилю", — утверждает он.

У экспертов нет сомнений, что периодическая аренда автомобиля обходится дешевле, чем покупка и содержание собственного ТС. "По результатам исследований нашей компании, в среднем автомобилем пользуются по прямому назначению 10% времени владения. Остальное время машина стоит припаркованная, продолжая расходовать средства владельца. Арендуя автомобиль, клиент платит только за фактическое использование. И, благодаря малым простоям, в системе каршеринга автомобили на 1 км пути обходятся арендатору в среднем дешевле, чем автомобиль в личном пользовании", — делится данными Сергей Вислов, менеджер по развитию бизнеса компании MetaSystem.

Вся лента