Готовность к вызовам

Рынок интернета вещей в России можно считать сформировавшимся — есть запрос от потребителей, на который отвечают множество поставщиков, прорабатываются стандарты и, главное, растет количество подключенных устройств. Эта динамика увеличивает нагрузку на сети операторов и требует быстрых инновационных решений.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Мария Попова

По оценкам McKinsey Global Institute, вклад интернета вещей в глобальную экономику к 2025 году составит до $11 трлн. Подключенных устройств к этому времени будет больше 100 млрд единиц в мире и 500 млн — в России. По прогнозам IDC, рынок интернета вещей (IoT) в России в 2016-2020 годах будет расти на 21% в год и превысит $9 млрд к концу этого периода. В этом году затраты отечественного бизнеса в оборудование, ПО и услуги в части интернета вещей составляют около $4 млрд, а количество IoT-устройств — более 20 млн.

"Интернет вещей в России развивается медленнее, чем в мире, однако уже немало кейсов в стране реализовано именно в рамках этой концепции,— считает Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК.— Сюда в широком смысле подходит большое число давно существующих технологий и решений. Можно смело утверждать, что 50% компаний уже используют IoT, часто сами того не подозревая".

С ним согласен Евгений Закрепин, первый вице-президент группы компаний "Техносерв", который говорит, что интернет вещей не новая технология, а новое название для понятия, которое существует десятки лет. "Разнообразные датчики, управляющие системы и исполнительные механизмы окружают нас дома, в транспорте, на улицах города. Эволюция технических решений привела к созреванию того, что пока уместнее назвать не интернетом, но интранетом вещей,— объясняет он.— Применяется большое количество систем, автоматизирующих решение отдельных задач и работающих автономно. Бортовая электроника автомобиля и самолета, системы "умного дома", счетчики потребления и устройства управления доступом к коммунальным услугам, бесконтактные методы идентификации и безопасного обмена информацией, адаптивное освещение объектов, средства мониторинга и диагностики здоровья, инструменты геопозиционирования, системы управления движением и механизмы предотвращения столкновений — все это создано, применяется, достигло зрелости и продолжает развиваться".

В Москве уже действует сеть для сбора данных о потреблении энергоресурсов домохозяйствами на

В "Мегафоне" IoT называют естественной эволюцией M2M, вызванной значительным увеличением количества подключенных устройств и развитием сегментов B2B и B2C. Первый растет опережающими темпами — более 80% проектов реализуется для корпоративных заказчиков. "IoT обладает высоким потенциалом развития в России в рамках цифровой повестки государства. Это развитие соответствует глобальным трендам: активно растет как рынок потребительских устройств (умные часы, решения "умного дома", счетчики ресурсов, ошейники для животных), так и промышленный интернет вещей. M2M-датчиками оснащаются транспорт, объекты промышленной и технологической инфраструктуры",— комментирует Юлия Дорохина, руководитель пресс-службы "МегаФона".

В "Билайне" рост рынка телематических решений оценивают в 19-25% в год. "Мы прогнозируем, что такая динамика сохранится до 2020 года при среднегодовом темпе на уровне 22%. В количестве устройств рост будет динамичнее. Наиболее активно развиваются направления, связанные с автомобилями, безопасностью и промышленностью,— отмечает Григорий Сизов, руководитель службы продаж и развития телематических сервисов ПАО "Вымпелком".— В настоящее время около 90% устройств, работающих в IoT и M2M в России, используют сети 2G. Этот стандарт связи можно назвать морально устаревшим, но для многих решений его ресурса вполне хватает".

Поумневшая реальность

Сегодня IoT не будущее, но реальность отечественного рынка. Основные потребители и драйверы здесь такие отрасли, как транспорт, ЖКХ, ритейл, промышленность, энергетика или отдельное концептуальное направление — "умные города". "В Москве уже действует сеть для сбора данных о потреблении энергоресурсов домохозяйствами на основе подключенных к специализированной беспроводной сети адаптированных счетчиков электроэнергии, воды, газа,— рассказывает Борис Бобровников.— В сельском хозяйстве все активнее развивается подход "умное земледелие" — датчики, "разбросанные" в поле, сообщают информацию о влажности и температуре почвы и помогают корректировать работу техники и повышать урожай. В промышленности устанавливаемые на оборудовании сенсоры и датчики дают информацию о реальной потребности в ремонте или профилактике. Только это снижает затраты на техническое обслуживание до 25% и продлевает срок службы оборудования на несколько лет".

К примеру, M2M-решения "Вымпелкома" активно применяются в автомобильной сфере (мониторинг транспорта, страховая телематика и т. д.) — 37%. Для сравнения: на сервисы для обеспечения безопасности приходится 15% и столько же на — mart metering. Еще 33% покрывают терминалы оплаты, банкоматы, рекламные конструкции и т. д. "Бортовая сеть автомобиля включается в информационный обмен как с соседними автомобилями, так и с дорожной инфраструктурой для повышения уровня безопасности. Это требование к производителям автомобилей в Европе в 2016 году становится обязательным,— дополняет Евгений Закрепин.— В медицине основами прорыва являются миниатюризация элементной базы, повышение автономности источников питания. Уже сегодня автономные капсулы передвигаются по пищеварительной системе, давая изображение в режиме онлайн".

Усиление эффекта

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

С ростом количества подключенных вещей нагрузка на сеть существенно возрастает. Чтобы машины могли надежно и безопасно взаимодействовать между собой, не отбирая ресурсы, предназначенные для традиционных абонентских подключений операторов, нужны новые технологии. Увеличение доступности обеспечивает новый стандарт NB-IoT (Narrow Band IoT). Эта технология значительно снижает потребление энергии конечными устройствами, а также увеличивает максимальное количество подключенных к сети устройств за счет более низкой стоимости радиомодуля, отмечают в "МегаФоне". Это делает NB-IoT применимой на огромных территориях и в труднодоступных местах (где не работают обычные пользовательские WCDMA и LTE) — в подвалах, подземных хранилищах, в отдаленных сельских районах и пр.

"NB-IoT увеличивает покрытие до семи раз (по сравнению с традиционными сетями БШПД), снижая энергопотребление (до десяти лет автономной работы от одной батарейки формата АА в зависимости от радиоусловий и объема передаваемых данных), а также снижает стоимость устройств (до 90% по сравнению с традиционным модемом LTE для передачи данных). При этом реализация этих задач осуществляется на базе существующей мобильной инфраструктуры. Это позволяет не только существенно сократить инвестиции в сеть, но и, что более важно, использовать глобальную экосистему, обеспечить защищенность, управляемость и масштабируемость сетей",— поясняет Георгий Муратов, ведущий эксперт по развитию решений в области мобильного ШПД, Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.

В "Техносерве" считают, что NB-IoT и его конкурент LTE-M — борьба внутри 3GPP/ETSI за доминирующую технологию, совместимую с LTE. "В конечном итоге лучше та технология, которая потребляет наименьшее количество энергии на подключаемом устройстве, имеет большие гарантии взаимодействия (прием и передача, безопасность) в среде передачи, а также большую доступность и покрытие,— резюмирует Евгений Закрепин.— На фоне затянувшейся стандартизации в 3GPP происходит довольно активное развитие альтернативных протоколов в основном в части использования нелицензируемых радиочастот (ISM). Открытый вопрос — "цифровое неравенство". Покрытие мобильных сетей на территории России очень неоднородно, и как раз на тех территориях, где оно не отличается хорошим качеством, ISM диапазон может победить".

Проекты операторов в области IoT

"МегаФон"

Система "Платон": 2 млн специальных термо-сим-карт, которые привязаны к регистрационному номеру автотранспорта и обеспечивают электронный контроль на дороге, проверку наличия билета и списание платы

"Россети": оснащение 300 тыс. электроподстанций системами мониторинга вторжений и сбора телеметрии до 2020 года

"РТ-Инвест транспортные системы": 2 млн сим-карт в бортовых устройствах грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

"Совтрансавто": обеспечение 300 автомобилей сим-картами с M2M-сервисами для удаленного управления автопарком

"Вымпелком"

АТОЛ: решение для торгового эквайринга, включающее терминал оплаты, подключенное к услуге "Центр управления М2М", с активированной сим-картой

EasyFrame: умная онлайн-фоторамка с сим-картой М2М, с сервисом по доставке изображений на подключенное устройство

МТС

"Маяк": продвижение 7 тыс. "умных" GPS-часов для детей с предустановленными сим-картами для оперативного доступа родителей к информации о перемещениях ребенка. Можно получать уведомления о прибытии в заданные места и реагировать на сигнал тревоги. Планируется обеспечить более 40 тыс. smart-часов сим-картами МТС до конца 2016 года

Toyota Connected car: специальный модем с сим-картой для моделей Camry Exclusive и RAV4 Exclusive для выхода в интернет мультимедийной системы автомобиля. В планах установка сим-карт в автомобилях еще на конвейерах

Redmond: "умная" бытовая техника с функцией дистанционного управления с мобильного телефона (в комплекте со смартфонами МТС и телематическими сим-картами со спецтарифом). Управление техникой происходит с помощью мобильного приложения Ready for Sky, доступного на iOS и Android

"Ростелеком"

Пилот по оснащению домов "умными" домофонами в Приволжском федеральном округе (Самаре, Нижнем Новгороде и Димитровграде). Видеозаписи с камер домофона будут передаваться в МВД и храниться там 30 суток. Также при помощи домофона управляющая компания сможет пускать короткие голосовые сообщения

Вся лента