Семейный бизнес не по-родственному

Собственники компаний в РФ предпочтут продать активы, а не передать их наследникам

Только каждый девятый российский владелец бизнеса планирует передать свою компанию детям, в то время как за рубежом это намерены сделать 39% опрошенных, следует из нового исследования PwC. В России большинство владельцев намерено в будущем продать свою компанию.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

PwC подвела итоги восьмого международного исследования частного и семейного бизнеса, в рамках которого были опрошены 2,8 тыс. владельцев и руководителей компаний с оборотом от $5 млн до $1 млрд из 50 стран, включая Россию. 56% опрошенных — наемные руководители семейной компании, 44% — сами представители семьи.

Из исследования следует, что дела у частных российских семейных компаний на фоне кризиса с каждым годом идут все хуже — число предприятий, демонстрирующих рост продаж, сокращается третий год подряд. В 2010 году о росте этого показателя заявляли 92% опрошенных, в 2014 году таких было 72%, в 2016-м — 67%. Впрочем, этот показатель все же выше общемирового уровня — 64%.

Авторы исследования отмечают, что одна из основных проблем частных семейных компаний в РФ — это передача управления бизнесом новому поколению. Исследование показывает, что работа в семейном бизнесе в России пока непопулярна — возможно, владельцы просто мало доверяют родственникам. Только четверть владельцев российских предприятий подтвердила, что представители следующего поколения семьи принимают активное участие в их бизнесе. В зарубежных странах этот показатель намного выше — 69%. Российские респонденты указывают, что половина работающих у них родственников занимает в компании высокие руководящие позиции, другая половина выполняет функции менеджеров.

Несмотря на то что участие членов семьи в совместном бизнесе нередко создает риски развития сложных ситуаций, далеко не все компании внедрили у себя механизмы, которые могут им помочь урегулировать конфликт в случае его возникновения. В том, что закрепили по крайней мере одну такую процедуру, признались только 57% опрошенных. Это значительно ниже среднемирового показателя — 82%.

Владельцы компаний в РФ признают важность преемственности, однако только у 60% из них имеется соответствующий план в отношении руководящих должностей. Но даже там, где он есть, такой план является скорее формальным, чем работающим инструментом,— лишь 6% опрошенных сообщили о том, что такой документ эффективен и документально оформлен. Это опять же гораздо ниже общемирового показателя — 15%.

Рубежом в модели частного бизнеса является переход прав и полномочий от одного поколения владельцев к другому, отмечают в PwC. Только 11% российских владельцев бизнеса планируют передать бизнес следующему поколению (в мире в целом — 39%). 39% российских владельцев планируют продать бизнес. Иностранные владельцы компаний выглядят более семейно-ориентированными — о продаже бизнеса в перспективе заявили только 17% респондентов.

Партнер, руководитель практики по оказанию услуг частным компаниям PwC в России Алина Лаврентьева объясняет полученные данные тем, что Россия — страна предпринимателей первого поколения, стремящихся к контролю в вопросах управления бизнесом. «Руководители российских компаний, патриархи бизнеса еще достаточно молоды и только начинают задумываться о передаче бизнеса следующему поколению. Еще одним фактором является нестабильная экономическая ситуация, невозможность долгосрочного планирования и, как следствие, осознанный выбор в пользу продажи бизнеса»,— сказала она “Ъ”.

Дарья Николаева

Вся лента