Парадом командуют концессионеры

Администрация Волгоградской области продолжает передачу инфраструктурных объектов частным компаниям на концессионных условиях. Если в волгоградском ЖКХ эта практика признана одной из самых успешных в стране, то в газораспределительной системе и электросетях процесс пока находится на переговорной стадии. Одним из самых крупных инфраструктурных проектов может стать строительство объездной трассы вокруг Волгограда, которое должно стартовать в 2017 году по поручению Владимира Путина.

Терминал международного аэропорта «Гумрак», построенный при поддержке федеральных властей, способен обслуживать до 300 человек в час

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В объезд быстрее

В октябре Владимир Путин дал поручение администрации Волгоградской области и правительству РФ представить предложения по строительству автомобильного обхода Волгограда. О строительстве этой дороги местные власти впервые заговорили в начале 90‑х годов в связи с возросшим автомобильным трафиком транзитного транспорта. Через областную столицу проходят несколько федеральных трасс, причем из-за особенностей планировки города транзит идет по основным улицам, которыми ежедневно пользуются и местные жители. Предполагается, что объездная трасса поможет разгрузить улицы Волгограда от потока транзитного транспорта, что положительно скажется на состоянии дорог, безопасности дорожного движения и экологической обстановке.

Десять лет назад реализовать этот проект пытался губернатор Николай Максюта, однако ему не удалось получить поддержку со стороны Москвы. Позже, в 2013 году, был разработан проект альтернативного обхода — продолжение существующей Третьей Продольной автомагистрали по западным окраинам Волгограда протяженностью 41 км. Предполагалось, что строительство этой трассы начнется осенью 2014 года на условиях государственно-частного партнерства. На средства бюджета региона были спроектированы два из 4‑х участков этой трассы, уточнили в областном комитете транспорта и дорожного хозяйства. Однако строительство этого участка так и не началось.

Ситуация изменилась после того, как в апреле этого года губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров представил в правительстве РФ программу развития дорожно-транспортной инфраструктуры региона, где ключевым был именно обход Волгограда. В мае в регионе побывали руководители Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, МВД РФ, ОАО РЖД, ГК «Автодор» и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Он подтвердил, что для решения дорожных проблем Волгоградской области федеральный центр выделит дополнительное финансирование.

В июне вопрос строительства обхода Волгограда обсуждали председатель комитета Госдумы РФ по строительству Евгений Москвичев и директор департамента стратегического планирования «Автодора» Дмитрий Твардовский, а в сентябре переговоры вышли на уровень губернатора Андрея Бочарова и главы «Автодора» Максима Соколова. Источники «Ъ‑Экономика региона», знакомые с ходом этих переговоров, утверждают, что основные параметры проекта будущего строительства были определены уже тогда.

Таким образом, поручение президента только официально зафиксировало достигнутые договоренности. На его выполнение дается чуть больше трех месяцев — уже 1 февраля 2017 года проект автомобильного обхода Волгограда должен быть представлен на рассмотрение Владимиру Путину.

По предварительным расчетам, которые привел «Ъ‑Экономика региона» профильный комитет администрации региона, обход Волгограда протяженностью 70,3 км будет разделен на два участка — «Северный» и «Южный». Проектная документация на южную часть уже получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ГАУ ВО «Облэкспертиза». Строительство этого участка длиной 46,8 км оценено в 21,9 млрд руб. Проектная документация на строительство северного участка в границах от М‑21 «Волгоград — Каменск — Шахтинский» до М‑6 «Каспий» на Москву еще не разработана. Предварительно речь идет о трассе протяженностью 23,5 км и стоимостью 8,4 млрд руб.

«Новая трасса даст стимул для развития экономики: вокруг объездной дороги потребуется создать дополнительную инфраструктуру и сервисные предприятия, получит стимул к развитию жилищная застройка в западной части Волгограда, — заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. — Всего в оборот дополнительно будет введено 10 тыс. га земли».

В администрации региона утверждают, что строительство автомобильного обхода Волгограда начнется уже в следующем году и будет завершено через четыре года. Проект будет реализован с привлечением частных инвесторов — именно этот вариант ранее обсуждался и получил поддержку у руководителей Минтранса РФ и Росавтодора.

Генеральный директор ООО «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков отмечает, что средняя стоимость строительства одного километра автодороги равна 430 млн руб., но она может быть скорректирована. «Дополнительные вложения могут потребоваться в связи с выкупом земель и строительством сопутствующей инфраструктуры в виде транспортных пересечений, мостов и путепроводов, — отмечает эксперт. — Частный капитал в этот проект можно привлечь только в двух случаях: если сделать отдельные участки дороги платными, или если федеральная власть жестко поставит соответствующее условие перед регионом. Строительство обходной дороги помимо транспортной разгрузки откроет возможность Волгограду развиваться в трех потенциальных направлениях. Во‑первых, появится возможность предусмотренного генпланом выноса промпредприятий с берега Волги и создания новых промышленных кластеров на прилегающих к дороге территориях. Во‑вторых, обход позволит начать создание полноценных логистических центров, обслуживающих грузопотоки для Юга России. В‑третьих, введение в оборот порядка 10 тыс. гектаров — это существенный задел для развития комплексного жилищного строительства. Для этого Волгограду уже сегодня необходимо приводить в порядок и реконструировать не только продольные, но и поперечные транспортные артерии».

Дороги ремонтируют по стратегии

Кроме обхода Волгограда в регионе реализуются еще несколько крупных инфраструктурных дорожных проектов. По подсчетам главы «Росавтодора» Максима Старовойта, всего за девять месяцев текущего года на дорожное строительство регион получил из федерального бюджета 15 млрд руб.

Крупнейший проект «Росавтодора» в Волгоградской области — капитальный ремонт федеральной трассы М‑6 «Каспий», которая связывает несколько южных регионов с Центральной частью России и Москвой. Всего за три года в Волгоградской области на федеральных трассах капитально отремонтировано 375 км дорог, восемь мостов, и построено четыре надземных перехода. В планах «Росавтодора» в следующем году ремонт 123 км трасс региона, сдача двух мостов и одного путепровода. Речь идет о капитальной замене дорожного полотна по современным технологиям, уточнили в компании. В том числе впервые за 30 лет в Волгоградской области применяется метод бетонной заливки дорожного полотна.

«Всего три года назад региональные и федеральные трассы в Волгоградской области были в удручающем состоянии, трассу „Каспий“ дальнобойщики красноречиво называли „дорогой смерти“, — напомнил Роман Старовойт. — Местные власти не уделяли им должного внимания, нам не хотелось вкладывать сюда средства, потому что мы не находили поддержки. Совместно с губернатором Андреем Бочаровым мы составили программу реновации трасс, которая рассчитана до конца 2018 года. Ее утвердили Минтранс, правительство РФ, были выделены дополнительные финансовые средства, программа была поддержана Госдумой».

В регионе продолжается строительство и второй очереди мостового перехода через Волгу в областном центре. Первая его очередь была сдана еще в 2010 году, после чего работы практически остановились. Однако в октябре было завершено строительство моста через реку Ахтубу, и введена часть второго пускового комплекса. Полностью сооружение будет сдано в эксплуатацию в конце 2017 года, отметили в региональном комитете транспорта и дорожного хозяйства. Всего в этом году в Волгоградской области шли ремонтные работы на 11 мостовых сооружениях.

В областном центре обновление дорожной инфраструктуры затронуло основные автомагистрали, развязки, путепроводы и мосты. «Впервые за десятилетия идет капитальное обновление полотна, а не так называемый «ямочный ремонт», — отметил руководитель волгоградского отделения „Союза автомобилистов России“ Армен Оганесян. — Кроме того, отмечается системный подход в этой работе. Если раньше ремонтировали где придется и как попало, то сейчас видно, что власти поступательно действуют в рамках определенной стратегии».

Так, до конца 2016 года в Волгограде будет завершена реконструкция мостового перехода через реку Царицу и путепровода на Самарском разъезде. «Это позволит нам в следующем году предусмотреть средства на проектирование ремонта всей Третьей Продольной, — заявлял ранее губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. — Без мостовых сооружений к этим работам приступать было бессмысленно».

В августе после ремонта возобновилось четырехполосное движение на Комсомольском путепроводе в центре Волгограда, одновременно были обновлены все ключевые автомагистрали, подходящие к этому объекту. В сентябре началось движение автомобилей по первым двум полосам мостового перехода через железнодорожные пути в районе поселка Максима Горького. В администрации региона обещают до конца года полностью открыть этот объект, что разгрузит автомобильные «пробки» на трассе М‑21 при въезде в Волгоград. А в конце октября была сдана после ремонта объездная дорога вокруг Волжского — города-спутника Волгограда. Она выходит на мостовой комплекс Волжской ГЭС, который планируется реконструировать в 2017–2018 годах.

Кроме того, сейчас разрабатывается проектная документация по реконструкции моста через Волго-Донской канал — это единственный выход на самую южную часть областного центра и ближайший транспортный выход на Калмыкию.

И взлетим, и поплаваем

В августе в Волгограде был открыт еще один важный инфраструктурный объект — новый терминал «С» международного аэропорта «Гумрак», способный обслуживать до 300 человек в час. Это двухэтажное здание общей площадью десять тысяч квадратных метров включает в себя зоны регистрации и досмотра пассажиров, общественного питания и оказания услуг, зону обработки багажа, комнату матери и ребенка, бизнес-зал. Пока терминал используется для обслуживания внутренних авиалиний, но в дальнейшем он будет обслуживать международные рейсы.

Терминал «С» стал вторым объектом, введенным в строй в волгоградском аэропорту в этом году — с 21 июля все взлеты и посадки осуществляются с новой взлетно-посадочной полосы, оснащенной по второй категории ИКАО.

«Эту работу мы ведем в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. Мы должны увеличить пропускную способность волгоградского аэропорта до 1450 человек в час, сегодня она составляет 400 пассажиров в час, — пояснил Сергей Рудаков, генеральный директор ООО „Новапорт“, управляющего волгоградским аэропортом. — Идет проектирование второй очереди пассажирского терминала, чтобы соединить между собой новое и действующее здания, появятся телетрапы. Сейчас реализуется вторая очередь реконструкции аэродромного комплекса. Мы подготовили все документы, губернатор встречался с руководством страны, и в настоящее время создается навигационная система, позволяющая самолетам садиться вслепую, как в столичных аэропортах. Это престижно и реально полезно для Волгограда».

К 2018 году навигационное оборудование в аэропорту будет дооснащено по III категории ИКАО. Кроме того, будет построена ветка аэроэкспресса до центра города. «Этот транспортно-пересадочный узел станет основным элементом новой транспортной схемы Волгоградской области: мультимодальный комплекс на базе аэропорта объединит пассажиров авиационного, автомобильного и железнодорожного транспорта, — отметили в администрации региона. — Реализация намеченных планов нашла поддержку у президента России Владимира Путина, который в августе лично осмотрел проект модернизации волгоградского аэропорта».

Владимир Путин прилетал в Волгоград, чтобы провести заседание президиума Госсовета РФ по развитию внутренних водных путей. Статус Волгограда как «порта пяти морей» — с выходом в Белое, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря — сегодня носит символический характер. Среди причин деградации речной инфраструктуры эксперты называют несколько экономических и экологических факторов. Об экологии говорил на Госсовете Владимир Путин: «На единой глубоководной речной системе сейчас немало мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов. Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки. В 2016 году вроде воды достаточно, уровень приличный, но так бывает далеко не всегда».

В апреле этого года руководству Волгоградской области действительно удалось достичь договоренности с профильным федеральным ведомством и компанией «РусГидро» об увеличении вдвое сброса воды через Волжскую ГЭС. Однако предыдущие годы Волга ниже Волжской ГЭС была на критических для судоходства отметках.

Экономические проблемы речников вытекают из малой воды — из-за мелей суда вынуждены снижать свою загрузку до 40 % от фактической вместимости. В Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта отмечают, что ситуация в речными пассажирскими и грузовыми перевозками в Волгоградской области типичная для большинства речных регионов. «Средний возраст эксплуатируемого в речных портах оборудования составляет 35–36 лет. За последние 25 лет обновление портальных кранов не производилось, ресурс их полностью исчерпан, рассказал президент ассоциации Александр Зайцев. — Из-за низкой рентабельности погрузочно-разгрузочных работ акционерные общества не имеют достаточной прибыли для замены перегрузочного оборудования. Новый портальный кран грузоподъемностью 20 тонн как зарубежного, так и отечественного производства стоит 2 млн евро, это неподъемно для любого речного порта. Без участия государства эту проблему решить невозможно, поэтому необходимо частичное субсидирование кредитной ставки из бюджета при изготовлении техники на отечественных заводах».

Кроме того, у портов значительные обременения в виде налоговых платежей: за использование земельных участков — 1,5 % от их кадастровой стоимости и за использование государственного имущества с налоговой ставкой — 2,2 % от их стоимости. «В речных портах находится федеральное имущество — портовые гидротехнические сооружения. Это имущество казны, госсобственность. Износ этих сооружений составляет от 50 до 70 процентов, при этом многие из них выработали нормативные сроки», — перечисляет проблемы отрасли Зайцев.

В этих условиях регионы полностью зависимы от федерального центра.

Власти освобождаются от сетей

В этом году Волгоградская область продолжила расширять сотрудничество с «Газпромом» в реализации инфраструктурных проектов. Если в 2015 году близкая к монополии ИК «Лидер» получила в рамках концессионного соглашения все водопроводное и канализационное хозяйство Волгограда, то в сентябре 2016 года эта же инвесткомпания получила в управление тепловые сети областного центра.

Согласно концессионному договору, подписанному с администрацией города, ООО «Концессии теплоснабжения» вложит до 2045 года в модернизацию тепловых сетей Волгограда 29 млрд руб. По информации комитета тарифного регулирования региона, концессионер планирует построить семь новых котельных, 26 ИТП в подвалах зданий, реконструировать 71 котельную и 87 ЦТП, закрыть 17 неэффективных котельных, а также отремонтировать аварийные теплосети во всех районах города. В результате ожидается снижение потерь тепловой энергии на 9,168 тыс. Гкал в год, сокращение потерь сетевой воды — на 14,365 тыс. тонн, удельного расхода условного топлива — на 0,06 кг у. т./Гкал. Количество аварий на теплосетях должно снизиться с 0,77 до 0,71 шт./км.

Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Олег Капустин отмечает, что для региональных властей выгоден механизм концессионного соглашения, поскольку они передают в управление частникам проблемное муниципальное имущество под гарантии инвестиций и модернизации, на которую в бюджете нет денег. При этом само имущество остается в собственности муниципалитета.

Первый концессионный опыт Волгоградской области в ЖКХ эксперты называют успешным. По оценке Федерального центра проектного финансирования Внешэкономбанка «Концессии водоснабжения» Волгограда стали самым крупным подобным проектом в Европе — за 30 лет компания должна вложить в модернизацию водопроводных и канализационных сетей Волгограда 58 млрд руб.

Администрация Волгоградской области прорабатывает с «Газпромом» и другие совместные проекты.

Так, новые перспективы развития газовой инфраструктуры Волгоградской области открываются после возобновления строительства газопровода «Турецкий поток».

«Предусмотренная проектом система газопроводов позволит направить дополнительные объемы природного газа для развития промышленности и коммунального хозяйства Волгоградской области, также увеличатся темпы газификации региона, — отметили в областном комитете ТЭК. — На территории восьми районов Волгоградской области планируется строительство трех линейных участков восточной части „Южного коридора“ общей протяженностью 485 км. Кроме того, в регионе будет построено две компрессорных станции — КС „Жирновская“ и КС „Волгоградская“, их суммарная мощность составит 128 МВт».

Кроме того, администрация Волгоградской области планирует передать в аренду «Газпрому» газораспределительные сети, расположенные на территории региона. Еще в декабре 2015 года специальным областным законом полномочия по организации газоснабжения в границах муниципальных образований были переданы на региональный уровень. Это было сделано для консолидации объектов газораспределения, расположенных на территории Волгоградской области.

В середине ноября губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров провел переговоры с заместителем председателя правления ПАО «Газпром» Валерием Голубевым. По итогам этих переговоров Андрей Бочаров сообщил, что до конца года будет cобрана правоустанавливающая документация на 2088 объектов общей протяженностью свыше 6,1 тыс. км и на земельные участки под ними.

«В ходе выездного совещания комиссии по региональной политике ПАО „Газпром“, проведенного в администрации Волгоградской области 16 ноября 2016 года, было принято решение о передаче сформированного комплекса объектов на праве аренды газораспределительной организации ООО „Газпром газораспределение Волгоград“», — уточнили в комитете ТЭК.

Условия аренды в администрации не раскрывают, в «Газпроме» не ответили на запрос «Ъ‑Экономика региона».

По этой же системе администрация региона пытается навести порядок в электросетях. «Для дальнейшего развития экономики региона и реализации крупных инвестпроектов, а также бесперебойного энергоснабжения промышленного сектора и населения требуется капитальное обновление всего электросетевого комплекса, — отметили в областном комитете ТЭК. — Чтобы решить эту задачу, в администрации области прорабатывается вопрос консолидации электросетевых активов региона на базе крупной сетевой компании».

В августе-сентябре губернатор Волгоградской области провел несколько встреч с руководством компании «Россети» и ее «дочкой» «МРСК Юга», которая занимается передачей и распространением электроэнергии в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и Республике Калмыкия.

«Я считаю правильным принцип консолидации сетей на государственном уровне, — заявлял по итогам этих переговоров Андрей Бочаров. — Считаю, что сетевое хозяйство должно находиться в одних руках. На сегодняшний день работа в данном направлении ведется — из частных рук возвращаются в госсобственность утраченные сети».

В частности, в этом году по решением суда была признана незаконной приватизация элеткросетей Кировского района Волгограда. Однако главная электросетевая компания областной столицы — МУП «ВМЭС» — сейчас находится в процедуре банкротства. По информации «Ъ», областные власти предложили «МРСК Юга» взять этот МУП в управление при условии модернизации городских электросетей и разработке специальной инвестпрограммы.

«За последнее время в Волгоградской области сделано многое в части наведения порядка в электроэнергетике, — ранее отмечал председатель правления ПАО „Российские сети“ Олег Бударгин. — Повысилась надежность энергоснабжения, за последние два года аварийность снизилась практически на 20 %. Мы готовы внедрить в регионе новую выгодную для предприятий схему техприсоединения, которая даст возможность бесплатного подключения к сетям при условии установки для абонента индивидуального тарифа».

Все эти пункты будут включены в специальное соглашение, которые администрация региона планирует заключить с «Россетями».

В июле подобный документ уже был подписан с «МРСК Юга» — компания обязалась снизить технологические сроки присоединения к электросетям и увеличить мощности при подключении субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого будет создан единый центр ответственности за качество и сроки предоставляемых услуг по передаче и распределению электроэнергии. Кроме того, заявки по технологическому присоединению планируется организовать в сети центров и офисов «Мои документы» в режиме «одного окна».

В областном комитете ТЭК пояснили, что планируется консолидация 400 объектов электросетевого хозяйства протяженностью около 700 км, и, скорее всего, они будут переданы на праве аренды ПАО «Волгоградоблэлектро», которое принадлежит администрации региона.

Деньги на мусор

В 2016 году полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) были переданы с муниципального уровня в ведение субъектов РФ. Администрация Волгоградской области задолго до этого начала заниматься вопросами организации работы в сфере обращения с коммунальными отходами. С 2012 года совместно с муниципалитетами началась разработка комплексной стратегии работы в этой сфере. В итоге администрацией Волгоградской области была разработана территориальная (кластерная) схема объектов размещения, обработки и утилизации ТКО.

В сентябре Минприроды России эту схему одобрило. Документ предусматривает создание в регионе комплексной инфраструктуры по переработке твердых коммунальных отходов общей стоимостью 2 млрд руб. Инвестором выступает компания «ЭкоЦентр». На официальной презентации проекта в августе ее представители рассказали о планах строительства в Волгоградской области до 2020 года нескольких полигонов, оснащенных сортировочными и перерабатывающими мощностями. Они будут построены в городах Волжский, Камышин, Урюпинск, Михайловка, Палласовка, а также в Светлоярском и Калачевском районах. В результате будет образована основа комплексной системы обращения с ТКО с общей мощностью переработки около 7,5 млн куб. м ТБО в год.

«Мы применяем сырьевую стратегию, которая предполагает не сжигание отходов, а производство товаров из переработанного вторсырья —

черепицы, тротуарной плитки, картона и даже резины, — пояснили в компании „ЭкоЦентр“. — Это один из каналов возврата инвестиций, мы не рассчитываем только на повышение тарифа для населения».

Кроме того, в регионе ликвидируют несанкционированные свалки. Так, в августе завершился первый этап рекультивации несанкционированной свалки в центре Урюпинска, которая примечательна тем, что этот вопрос с 2013 года контролирует лично глава Минприроды РФ Сергей Донских. В 2014 году он даже приезжал в столицу российской провинции, а в конце 2015 года добился выделения из федерального бюджета 329,5 млн руб. на этот проект.

Региональные власти также намерены поддержать успешные практики переработки вторсырья, которые применяются в Волгограде с 2010 года. «Гринпис России» неоднократно отмечал Волгоград в числе российских городов — лидеров по внедрению методов раздельного сбора мусора и вторичной переработки. Во многих дворах города стоят отдельные контейнеры для пластиковых отходов, а рядом с сетевыми магазинами часто можно встретить специальные автоматизированные контейнеры завода «Волма» (производитель стройматериалов) для сбора макулатуры.

Однако для «Волма» это скорее имиджевый проект, а компания «Крона Рециклинг» (Волгоград) намерена до 2020 года будет строить отдельную фабрику по переработке макулатуры, из которой планируется производство «бумаги санитарно-гигиенического назначения». Общий объем инвестиций в проект составляет более 747 млн руб., целевой показатель — переработка 84 тонны вторсырья в сутки.

В целом, по информации областного комитета природных ресурсов и экологии, до конца 2020 года у региона будет полностью закрыта потребность в полигонах ТКО с учетом перегрузочных мощностей и системы доставки отходов. Новые полигоны уже работают в Урюпинске, Камышине и Волжском. Объекты в Михайловском, Палласовском и Калачевском кластерах будут введены в эксплуатацию до конца 2020 года.

«Существующие сегодня полигоны планомерно дооснащаются мусоросортировочными станциями и перерабатывающими комплексами, а там, где их нет, создаются мусороперегрузочные станции с сортировочными линиями. Все объекты возводятся за счет частных инвестиций», — отметили в комитете.

Интерес бизнеса к этой теме вполне понятен — речь идет о регулярных платежах от населения и предприятий. Однако эксперты отмечают риски — резкий рост тарифов, массовые поборы за подключение к сетям, вывод средств в доход головной компании и снижение до минимума инвестиций в эксплуатируемые сети. Именно по этой схеме в регионе ранее работали частные операторы в ЖКХ.

«Насколько реальными окажутся озвучиваемые инвестиционные программы, покажет время, — считает генеральный директор ООО „Волгоградгражданпроект“ Андрей Куприков. — Прошлые инвесторы, заходившие в Волгоград, не мыслили категориями десятилетий, их потолок был два-три года. Гораздо более привычный вариант для Волгограда — это локальное латание дыр и повышение тарифов. Если в этот раз будет по-иному, я буду приятно удивлен. Многое в этой ситуации будет зависеть от муниципалитета: региональные власти „привели“ инвесторов, но реализация проектов на местах может быть загублена местными властями. Уже сдавая сети в аренду, муниципалитеты фактически признают отсутствие необходимой компетенции у своих управленцев».

Александр Васильев, Татьяна Дмитриева

Вся лента