Поймать избирателя в Сети

Уйдет ли президентская кампания в интернет

Предстоящая президентская кампания в России может уйти в интернет. Некоторые СМИ отмечают, что Кремль намерен перенять опыт американских выборов, в ходе которых Дональд Трамп активно использовал в своей агитации социальные сети, и это привело его к успеху. В частности, РБК сообщает, что именно нынешний первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко будет курировать работу с интернет-изданиями и соцсетями. А агентство Bloomberg отмечало, что Кириенко возглавит избирательный штаб Путина.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Будет ли Кремль делать ставку на социальные сети и блоги?

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов считает, что это обязательно произойдет на ближайших президентских выборах, но только частично: "Тяжело представить себе Twitter либо Facebook президента, потому что у основного — ядерного — его электората есть глубокое убеждение, что государю зазорно заниматься ерундой в интернете, он должен державой управлять, а не посты писать. Старшее поколение крайне негативно относится к тому, что политики сидят в соцсетях, поэтому здесь надо делать все очень аккуратно, чтобы не оттолкнуть основной ядерный электорат. И не поверят более молодые избиратели 20-30 лет, что президент сам занимается социальными сетями. Но на самом деле группа поддержки в социальных сетях и генерация контента будут".

Вряд ли президентская кампания в России уйдет в интернет, считает политолог, бывший первый замглавы администрации президента Башкирии Аббас Галлямов. "Да, действительно, социальные сети помогли Трампу раскрутиться. Но всего лишь помогли, не они лежали в основе его успеха. Тут есть принципиальное отличие от Путина — Трампу социальные сети важны были как противнику истеблишмента, он шел против системы, — рассуждает эксперт. — Путин в нашем случае — это лидер системы, это главное действующее лицо. Раскручиваться в качестве оппозиционера через интернет — с точки зрения стратегии это чуть-чуть не то. Путина не показываем по "Первому каналу", а только его в Twitter раскручиваем, как Навального? Это же смешно. В этой интернет-раскрутке на противопоставлении традиционным СМИ есть вот этот элемент оппозиции. Путин не может быть оппозицией, он — власть".

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин уверен, что на предстоящих выборах президента придется использовать тонкие способы манипуляции избирателем. Официальные аккаунты в соцсетях могут не сработать, подчеркнул эксперт: "Технологии должны быть более точечными. Публика, которая в интернете сидит, достаточно критично настроена к власти. Если у нас фактически будет копирование приемов традиционных СМИ, то есть, грубо говоря, если какие-то тезисы, послания кандидата транслируются на "Первом канале", и то же самое будет в Instagram --это результата не даст. Речь идет не о том, чтобы расширить число каналов коммуникации кандидата с потенциальными избирателями, а о том, чтобы подстроить и тезисы под них, и каналы донесения, партизанский маркетинг и прочее. Они не должны понимать, что на них оказывают воздействие как раз с целью голосования за того или иного кандидата, воздействие какое-то опосредованное. Я не уверен, что речь идет о так называемых "ольгинских троллях".

Опыт использования первыми лицами в России соцсетей есть. Во время своего президентского срока нынешний премьер Дмитрий Медведев пытался использовать интернет-сообщество. Он завел страницы в социальных сетях, на какое-то время даже открыл комментирование собственных публикаций.

Александра Джорджевич

Вся лента