Новое меню пищепрома

Минсельхоз Новосибирской области презентовал концепцию Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности региона до 2025 года. Согласно документу, приоритетом на ближайшие девять лет станет модернизация существующих и создание новых перерабатывающих производств, а также продвижение продукции за пределы региона. Ожидается, что в результате реализации мероприятий стратегии производство скота и птицы в регионе увеличится на 31%, молока — на 37%, зерна — на 22%.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Стабильный рост

Концепцию Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области до 2025 года минсельхоз региона представил 9 ноября в рамках Агропродовольственного форума. В обсуждении приняли участие руководители муниципальных районов, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона, эксперты.

«Разработка Стратегии ведется по поручению главы региона Владимира Городецкого и является важной составляющей программы реиндустриализации Новосибирской области. За время разработки документа, с апреля текущего года, была проделана значительная работа: собран большой объем материала о состоянии дел отраслей, проведены выездные совещания, круглые столы, создана Ассоциация элеваторов Новосибирской области. Мы взаимодействовали по различным направлениям для того, чтобы разработать максимально эффективные механизмы для приростного развития пищевой и перерабатывающей промышленности»,— подчеркнул заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр сельского хозяйства Василий Пронькин.

По словам замминистра сельского хозяйства Новосибирской области Ларисы Ярковой, при разработке Стратегии был проведен тщательный анализ состояния дел в отрасли. «До 1990-х годов почти в каждом муниципальном районе области имелись мощности по переработке молока, мяса, а также емкости для хранения и переработки зерна. В настоящее время размещение перерабатывающих предприятий по муниципальным районам характеризуется большой неоднородностью. В удаленных от Новосибирска районах, имеющих малую плотность населения, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности представлены в основном лишь хлебопекарными предприятиями, а также небольшими цехами по переработке мяса и молока, и то не везде. Есть районы, где работают всего три–пять предприятий»,— констатировала госпожа Яркова.

По данным Росстата, в 2015 году в сфере переработки и производства продуктов насчитывается 20 отраслей, объединяющих 1532 предприятия, на которых работают около 27 тыс. человек. Наибольшее количество перерабатывающих пищевых предприятий сосредоточены в Новосибирске (164), Бердске (47), в Новосибирском (40), Ордынском (36) и Искитимском (25) районах области.

«Пищевая и перерабатывающая промышленность тесно связана с сельским хозяйством, как с поставщиком сырья, и с торговлей, как средством сбыта готовой продукции. Она является основой для формирования агропродовольственного рынка и обеспечивает продовольственную безопасность региона по объему и качеству выпускаемых продуктов питания»,— подчеркнула Лариса Яркова. По данным минсельхоза, доля пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области в объеме отгруженных товаров, работ и услуг в Сибирском федеральном округе в прошлом году составила 24,1%, результат в среднем по стране — 1,9%. «Если же брать долю пищевой и перерабатывающей промышленности в обрабатывающих отраслях региона, то она составляет 31,5%, при этом общероссийский показатель — 16%. В 2015 году объем отгруженных товаров собственного производства в Новосибирской области составил 111 млрд руб., что на 9,7% больше уровня 2014 года»,— рассказала госпожа Яркова.

Анализ рынка пищевой и перерабатывающей промышленности региона показал рост объемов производства по всем видам продукции. Производство сыра к 2010 году выросло в 1,1 раза, мяса убойных животных и колбасных изделий — в 1,1 раза, мясных полуфабрикатов — в 1,3 раза, мяса птицы, включая субпродукты, — в 1,7 раза, круп и комбикормов, а также кондитерских изделий — в 1,2 раза. «Производство мяса птицы в 2015 году увеличилось на 25,4%, мясных полуфабрикатов охлажденных — на 1,2%, сыров и сырных продуктов — на 3,2%, крупы — на 32,4%, комбикормов — на 1,1%, кондитерских изделий — почти на 7%, минеральной воды — почти на 5%, майонеза — на 1,5% и плодоовощной продукции — на 3,1%»,— отметила Лариса Яркова. По ее данным, самообеспеченность Новосибирской области по мясу и мясопродуктам составляет 87,3%, молоку и молочным продуктам — 76,5%, овощам — 64,5%, картофелю — 100%, яйцу и яйцепродуктам — 137%, зерну — 203%.

Инвестиции в основной капитал в 2015 году составили 3,2 млрд руб., что на 10,3% больше уровня 2014 года. Всего же с 2010 по 2015 годы бизнес вложил в модернизацию производств 16,1 млрд рублей. «Благодаря привлечению инвестиционных ресурсов, объемы производства социально значимых продуктов питания в Новосибирской области остаются на уровне их потребления населением региона, расширяется ассортимент продукции из сырья, произведенного на территории нашей области. Тем не менее, темпы обновления основных фондов пищевой и перерабатывающей промышленности мы считаем недостаточными для проведения импортозамещения»,— говорит замминистра регионального минсельхоза.

Углубить и расширить

По оценке авторов концепции Стратегии — специалистов минсельхоза и администраций муниципальных районов, собственников и топ-менеджеров предприятий, экспертов в сфере производства и сбыта товаров — в сложившихся рыночных условиях масштабы и динамика развития пищевой и перерабатывающей промышленности носят неустойчивый характер. «Уровень рентабельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности остается на уровне 2010 года и составляет около 7–8%. Отсутствие достаточных финансовых средств у предприятий тормозит внедрение ресурсосберегающих, безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды»,— констатирует Лариса Яркова. Член рабочей группы по разработке Стратегии, проректор по научной работе Новосибирского государственного аграрного университета Евгений Рудой привел еще более тревожную статистику. «Средний уровень рентабельности производства в отрасли составляет всего 5%, что является минимально допустимым нормативным значением для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. При этом каждая пятая организация — убыточна», — подчеркнул он. Помимо слабой материально-технической базы, физического износа и морального старения основных фондов в Новосибирской области, эксперты указывают также на недостаточно развитую оптово-логистическую инфраструктуру, что приводит к снижению безопасности и качества продукции.

Дальнейшее развитие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, наращивание объема производства продовольствия во многом будет зависеть от возможности реализации произведенной продукции за пределы региона, от расширения и эффективности логистики и маркетинговых услуг, убеждены разработчики Стратегии.

Приоритетом развития отрасли до 2025 года, по словам Ларисы Ярковой, станет модернизация существующих и создание новых производств по переработке зерна, мяса и молока, «которые необходимы для выработки социально значимых продуктов питания». «Речь идет об увеличении объемов переработки сельскохозяйственного сырья, как за счет модернизации действующих производств, так и за счет создания новых»,— заметила замминистра.

Стратегия предусматривает план инвестиционных действий по каждому направлению. Согласно документу, на территории Новосибирской области будет сформировано несколько территориально-отраслевых агрокластеров на основе крупных сельхозпредприятий. Так, в мясной отрасли требуется модернизация и восстановление на современной технологической основе мясокомбинатов в Каргатском, Карасукском, Татарском, Чановском и Чистоозерном районах для обеспечения безотходных технологий и глубокой переработки мясного сырья. Для развития животноводства предполагается строительство новых производств по первичной переработке скота и птицы в Коченевском районе и Кольцово.

Для увеличения производства молока в рамках Стратегии планируется строительство молокоперерабатывающих заводов мощностью 100–150 т в сутки в районах, близко расположенных к животноводческим комплексам. Кроме того, в поселке Кольцово планируется строительство завода по производству кисломолочного детского питания.

В ближайшие годы власти намерены инициировать создание новых производств по переработке зерна. По данным минсельхоза, в период с сентября 2015 по июнь 2016 года из Новосибирской области было вывезено 1,27 млн т зернопродуктов, в основном в виде сырья, задача же стоит — максимально перерабатывать сельхозпродукцию на территории региона. «Понимая местоположение Новосибирской области, ее удаленность от портов, что делает вывоз нашего зерна на экспорт неконкурентоспособным по сравнению с регионами европейской части страны, мы ставим задачу расширять и углублять зернопереработку. И речь идет не о производстве муки, а о внедрении новых технологий, например, производстве глютена,— рассказывает Василий Пронькин.— Сегодня этот товар большей частью завозится в Россию из-за рубежа. Производство глютена позволит нам решить проблему давления избыточного зерна в особо урожайные годы».

По словам губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, инвестиционные проекты по развитию новых мощностей будут поддержаны из областного бюджета. «Какой бы ни был сложный бюджет, сельское хозяйство у нас — статья защищенная. Несмотря ни на что мы удерживаем поддержку отрасли на уровне прошлых лет. А с улучшением бюджета будем делать все от нас зависящее для того, чтобы отрасль динамично развивалась»,— со своей стороны подчеркнул председатель законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.

Ожидается, что за счет реализации Стратегии к 2025 году инвестиции в экономику Новосибирской области составят до 100 млрд руб. «Мы рассчитываем, что инвестиции, полученные от 50 проектов, которые будут реализованы в рамках Стратегии пищевой и перерабатывающей промышленности, составят до 2025 года за счет собственных средств предприятий 27 млрд руб., а вместе с заемными средствами — от 50 до 100 млрд рублей»,— заключила Лариса Яркова.

В результате реализации мероприятий Стратегии производство скота и птицы должно увеличиться в регионе к 2025 году на 31% и составить 217 тыс. т в год, молока — на 37% (до 907 тыс. т), зерна — на 22% (до 2,5 млн т). При этом объем отгруженных товаров в агропромышленном секторе увеличится к 2025 году в 1,8 раза и составит 185 млрд рублей. Все это, по мнению экспертов, позволит увеличить загрузку производственных мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности при производстве зерно- и молокопродуктов до 80%, а мясопродуктов — до 95%. К 2025 году уровень самообеспеченности Новосибирской области по молоку и молокопродуктам достигнет 82%, мясу и мясопродуктам — 95%.

С опорой на качество

Концепция Стратегии в целом получила высокую оценку участников Новосибирского Агропродовольственного форума, представляющих как территории региона, так и другие субъекты РФ. Не обошлось и без конструктивных замечаний. Заместитель директора департамента информационо-аналитической поддержки и привлечения государственных инвестиций Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Юрий Комаров призвал уделить больше внимания экспорту новосибирских продуктов. «Самообеспечение — хорошая задача, но она почти выполнена, давайте идти дальше. Нужно выходить на дальние рынки, например Таиланда, Эквадора, где наша продукция потенциально востребована»,— считает он. А Евгений Рудой считает необходимым отразить в Стратегии создание «вертикальной системы сбытовых и перерабатывающих кооперативов». «Это будет способствовать выходу наших производителей на любой рынок с конкурентной продукцией. Пока же мы видим, что крупные торговые сети стремятся к подчинению сельхозтоваропроизводителей. Для основной массы малых и части средних товаропроизводителей остается лишь небольшая ниша для сбыта своей продукции»,— посетовал господин Рудой. Для создания системы сбытовых и перерабатывающих ко­оперативов потребуется финансовая, организационная и маркетинговая поддержка государства, убежден эксперт.

Кроме этого, Евгений Рудой считает необходимым уделить больше внимания развитию инноваций в пищевой и перерабатывающей промышленности: «Эта задача обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается существенная научно-технологическая зависимость отечественной отрасли от зарубежных ноу-хау. Низкая доходность и ухудшение условий финансового обеспечения производства существенно осложняют процесс технико-технологической модернизации отрасли. Остаются крайне низкими темпы обновления основных фондов, коэффициент обновления около 8%. В результате степень износа фондов — более 50%». Парадокс ситуации, по словам эксперта, заключается в том, что новосибирские предприятия, стремящиеся стать конкурентоспособными, вынуждены использовать импортные технологии и технические средства. «А приобретая технику и технологии за рубежом, предприятия сдерживают развитие отечественного агропромышленного машиностроения»,— резонно заключает господин Рудой.

При этом представитель компании «Сибирское молоко» (филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн») Константин Поливода отметил, что инвестиционный потенциал в Новосибирской области высок, и компания намерена продолжить инвестировать как в свое развитие, так и помогать развиваться поставщикам сырья. «Новосибирская область для нас — ключевой регион, здесь мы закупаем большую часть молока. Цены на молоко сегодня позволяют компаниям вкладываться в модернизацию производства. Заниматься молоком экономически выгодно, причем как производством, так и переработкой»,— говорит господин Поливода.

Дополнительным толчком к развитию отрасли станет сотрудничество региона с АО «Российская система качества». Соответствующее соглашение между Новосибирской областью и «Роскачеством» было подписано в рамках Агропрома. «Соглашения, которые „Роскачество“ подписывает с субъектами РФ, позволяют субъекту предложить для проверки свои товары — те, в которых регион уверен и которыми может гордиться, или те, в которых регион хочет навести порядок с точки зрения уровня качества и безопасности»,— говорит руководитель «Роскачества» Максим Протасов. По итогам исследований, товары, отмеченные государственным знаком качества, получат возможность бесплатно продвигаться в ритейле, отметил он. «Сейчас, когда мы рассказываем о качестве той или иной товарной категории, спрос на некачественные товары падает, торговые сети выводят этот товар из матрицы, — говорит господин Протасов. — Безусловно, идет плотное взаимодействие с контрольно-надзорными органами в этой части, а товары, достойные своих брендов, ждет увеличение спроса». По словам Василия Пронькина, только производители качественных товаров отныне смогут претендовать на получение господдержки. «Это жестко, но справедливо по отношению ко всем нам, к потребителям»,— убежден министр.

На рассмотрение правительства Новосибирской области минсельхоз представит Стратегию в первой половине 2017 года, после того, как в документе будут учтены все замечания и предложения, поступившие от экспертов и бизнеса.

Илья Николаев

Особое мнение


Директор сибирского федерального центра оздоровительного питания российской программы «Здоровое питание — здоровье нации» Яков Новоселов считает, что реализация Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области на период до 2025 года позволит решить проблему фальсификата пищевой продукции в регионе.

— К сожалению, в настоящее время система государственного надзора в сфере контроля качества пищевых продуктов, мягко говоря, не совершенна. По сути, эффективная система государственного надзора в стране за последние годы была ликвидирована. И сегодня мы имеем ту ситуацию, при которой на розничном рынке пищевых продуктов фальсификат или недоброкачественные изделия составляют 60%. И это в среднем! Овощей и хлебобулочных изделий фальсификация коснулась меньше, молочных продуктов — больше, до 80%.

Не менее серьезная ситуация с наличием фальсифицированных продуктов при формировании государственного и муниципального заказов. Доля фальсификата и суррогатов в поставках в детские учреждения Новосибирской области сегодня достигает 90%. Не так давно мы провели экспертизу сыра и сливочного масла в школьных столовых. Оказалось, все фальсифицировано — в каждой школе, в каждом детском саду. Один из проверенных нами сыров оказался из Татарстана. Каково же было наше удивление, когда Ростехнадзор республики ответил, что предприятие, выпустившее злополучный сыр, уже как три года не существует в природе. Ведь кто-то же его делает и поставляет в школы! Причем по завышенным ценам! Вообще практика показывает, что по госзаказу поставляются продукты из других регионов — Екатеринбурга, Челябинска, Подмосковья…

Негативный вклад в увеличение некачественной продукции и фальсификата внесли контрсанкции и девальвация рубля. Поскольку зависимость от импорта у наших производителей просто колоссальна, как только поползли цены на сырье, поставляемое из-за границы — инкубационные яйца для птицеводства, племенной скот, кормовые добавки, ветеринарные препараты, оплодотворенную икру, семена овощей и многое другое, — местные производители ввиду очень слабого государственного надзора и контроля начали экономить в ущерб качеству. Приведу интересную статистику. Объем производства всех видов шоколада в 2015 году в стране остался на уровне 2014 года, однако импорт какао-бобов сократился на 60%, какао-пасты — на 10%, какао-масла — на 15%. Что-то мы, наверное, упускаем из виду, потому что по самым скромным оценкам Росстата производство шоколада в стране должно было сократиться минимум на 20%.

Минсельхоз Новосибирской области подходит к решению проблемы контроля качества пищевой продукции комплексно, что не может не радовать. В частности, планируется создание в регионе оптово-распределительных систем. Эта мера позволит обеспечить централизованный контроль качества и расширит присутствие на полках магазинов продуктов, сделанных в Новосибирской области. К сожалению, политика торговых сетей не способствует продвижению местных товаропроизводителей, делающих качественный продукт, но не обладающих большими производственными мощностями.

По официальным данным, торговая наценка на продукты пищевой промышленности составляет 20%, реально же она в разы больше: доля сельхозтоваропроизводителя в цене товара на полке магазина всего 15%. При условии реализации Стратегии, в том числе создания оптово-распределительных структур, будет проводиться мониторинг цен. Что добавит рынку прозрачности.

Считаю, что Стратегия позволит не только улучшить экономику местных производителей, которым тяжело конкурировать с производителями недоброкачественной продукции, но и сделать население более здоровым.
Вся лента