Новости духовности

Ярослав Козловский в "Рабочем и колхознице"

Выставка современное искусство

Выставка известного польского концептуалиста Ярослава Козловского — это последнее мероприятие под брендом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) перед окончательным слиянием с РОСИЗО. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ говорит институции последнее "прости".

71-летний художник с громадным выставочным списком — идеальный автор ГЦСИ: это концептуализм в его романтическом изводе, близкий московскому. Искусство не об искусстве, но о том, как преобразовать расчерканную идеологическими линиями реальность. Уже в первых работах конца 1960-х годов Козловский утверждает за художником право на радикальную смену городского пейзажа в пользу свободы. Явно вдохновившись студенческими волнениями в Париже 1968 года, Козловский годом позже изготавливает десятки табличек с надписью "Зона воображения" и развешивает их в родной Познани, Варшаве, деревнях и на пляжах. Таблички в городском пространстве висят, конечно, недолго: бдительная полиция требует разрешения на разрешение воображать.

В 1971 году Козловский решает преодолеть все виды занавесов, включая железный, и создает международную организацию NET, рассылая письма сотням художников во всем мире. Советские (в их числе Илья Кабаков) не отвечают — либо письма не дошли, либо побоялись. Но многие вступают с Козловским в переписку, делятся мыслями, произведениями мейл-арта, а еще приезжают в Польшу и выставляются в галерее, которую Козловский открывает в Познани под эгидой клуба студенческой молодежи. Это место официальное, но подцензурное, и поэтому большинство выставок, как и вылазки нонконформистов в Москве, Ленинграде и других городах СССР, длятся максимум дня четыре.

Это нечеловеческое усилие по строительству глобальной сети из социалистического лагеря было бы невозможным в СССР, но в Польше как-то сработало. Гости со всех континентов, кроме Африки, насыщали местный контекст и лично Козловского новыми идеями и неожиданными трактовками старых. Художник со смехом рассказывает, как на первых порах удивлялся тому, что все латиноамериканские авторы — убежденные марксисты: в полудиссидентской богеме Польши такое мировоззрение было непредставимым. И с той же слегка удивленной улыбкой Козловский говорит, что в наше время начал читать Маркса, потому что его идеи стали вдруг очень актуальны. Общение дает пластичность мышлению, встреча культур учит терпению и внимательности — в общем, проект NET во многом сродни самому ГЦСИ в его идеальной конфигурации, ГЦСИ как площадки взаимодействия центра и регионов, центра и мирового искусства, регионов и мирового искусства.

В "Рабочем и колхознице", на партнерской площадке (у московского ГЦСИ было странное правило — не открывать у себя персональных выставок) Козловский показывает несколько инсталляций, фотографий с документацией перформансов (в том числе и "Зону воображения") и огромную серию работ о новостях и газетах. Уже второй десяток лет он покупает прессу в разных странах мира и красит ее акварелью в разные цвета, заменяя повестку дня абстрактными фигурами. Художник считает, что в современном мире восточноевропейские авторы обладают ценным качеством — в отличие от насквозь материалистского арт-мира на Западе мы помним о метафизике, духе и духовности. И это, пожалуй, главный парадокс выставки Козловского здесь и сейчас. Современное искусство упрекают в бездуховности и постмодернизме, но на самом деле оно как раз-таки утверждает базовые ценности, без которых человек как таковой непредставим.

Вся лента