«Бизнесмен — ключевая фигура в экономике»

Как управлять тремя видами бизнеса одновременно и использовать возможности одной сферы деятельности для развития другой, рассказывает директор компании «Биплан», вице-президент Федерации конного спорта России Анатолий Балыкин.

Директор компании «Биплан», вице-президент Федерации конного спорта России Анатолий Балыкин

— Анатолий Геннадьевич, у вас несколько видов бизнеса, основной из которых — перевозка грузов. Расскажите, как изменилась компания «Биплан» за последние 15 лет?

— Больше 15 лет назад «Биплан» начинал перевозить груз двумя-тремя автомобилями. Но компания постепенно развивалась и теперь в нашем автопарке 15 машин. Мы работаем как напрямую с компаниями, которые заказывают перевозку грузов, так и с экспедиторами, причем не только российскими, но и германскими. Так исторически сложилось, что у нас выстроились хорошие отношения именно с партнерами в Германии.

— Как развивался рынок грузовых перевозок? Тяжелее или проще стало на нем работать за последние годы?

— Этот рынок всегда был конкурентным и остается таковым и сегодня. Причем нам приходится конкурировать не только с нижегородскими перевозчиками или российскими, но и зарубежными. Как правило, это компании из Белоруссии и Польши. Ведь сегодня для заказчика нет разницы, из какой страны нанять компанию для перевозки грузов, — важны качество услуг и оперативность доставки. Поэтому мы вкладываем много сил и средств, чтобы обладать хорошим подвижным составом, иметь опытных водителей в штате и четко организовывать перевозку. Но и этого порой оказывается недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями. Иногда ситуацию усугубляют и политические взаимоотношения, когда блокируются границы между странами и довезти груз нет возможности.

— В чем преимущество европейских перевозчиков?

— Дело в том, что лизинговые кредиты на покупку автомобилей там существенно дешевле, как и займы на развитие бизнеса. Только представьте, в Польше в грузовых перевозках занято 160 тыс. автомобилей, в России — всего 50 тыс. 20 лет назад получить кредит было значительно проще, мы почти ничего не тратили на себя, все вкладывали в дело, получали доходы, расширялись и снова кредитовались. Тогда германские партнеры удивлялись, как за такое короткое время можно построить бизнес в России, и я понимал, что у нас условия для развития предпринимательства лучше. К сожалению, сейчас все изменилось не в лучшую сторону. Мой друг, который занимается перевозками, в Германии получил разрешение на строительство склада в 50 тыс. кв. м и земельный участок под него за пять дней. Причем участок предоставили с коммуникациями и за счет муниципалитета построили к нему дорогу. Через пять месяцев он построил склад, который за месяц был полностью загружен. Мы о таких вещах можем только мечтать, потому что согласовывать и получать документы приходится годами.

— С чем, на ваш взгляд, связана такая ситуация?

— Немцы говорят, что стремительное развитие предпринимательства началось в Германии с приходом канцлера Гельмута Коля. Он выдвинул идею, что бизнесмен является ключевой фигурой в экономике: берет кредиты, закладывая жилье и имущество, вкладывает средства в развитие предприятия, а значит, в экономику, платит зарплату и налоги, несет ответственность не только за себя, но и за сотрудников, и постоянно находится в стрессовой ситуации. Поэтому его нужно поддерживать, и чиновники в Германии не выполняют регулирующую функцию — они оказывают услуги. У нас же коммерсанты воспринимаются как инородное тело, которое мешает социуму жить и развиваться.

— Как вам удается совмещать бизнес в грузовых перевозках, строительстве и конный спорт?

— Во-первых, это интересно мне. Во-вторых, сотрудники разных коллективов пересекаются, знакомятся друг с другом, общаются, и это интересно им самим. Например, водители грузовых автомобилей доставляют на соревнования наших спортсменов и перевозят лошадей. В-третьих, мои дети активно вовлечены в этот процесс. Например, старший сын работал в администрации Нижнего Новгорода, но я предложил ему заняться бизнесом. Уже несколько лет он полностью погружен в процесс управления транспортной компанией, и я почти не вмешиваюсь в эту деятельность.

Дочь я привлек к управлению конно-спортивным клубом «Пассаж». Это интересная задача, хотя и достаточно сложная, но ей удается проводить турниры на более высоком уровне, чем это было прежде, и это замечают и спортсмены, и зрители. Сегодня только в соревнованиях по выездке, которые организует «Пассаж», участвует не менее 70 лошадей, тогда как раньше набиралось не более десятка.

Кроме того, у нас есть предприятие, которое производит бетон. На нем установлено мощное оборудование, которое позволяет вырабатывать более 120 тыс. куб. м бетона. Это интересное направление бизнеса, но в этой сфере много тонкостей и очень высокая конкуренция, поэтому пока развивать строительное направление мы не планируем.

— Как за последние 15 лет изменилась ситуация в конном спорте?

— Как вице-президент Федерации конного спорта России могу сказать, что за это время конный спорт в России поднялся очень высоко. Даже те, кто работает в этой сфере, не ожидали такого роста. И замечу, что все это происходит без государственной поддержки. На чемпионате Европы взрослая российская сборная поднялась с 18 места на седьмое — еще чуть-чуть и мы будем недалеко от медалей, а дети уже стали чемпионами.

На данный момент по всей стране работает около 900 частных клубов. Только в Нижегородской области их уже 25. На мой взгляд, это закономерный процесс: когда бизнес активно развивается и у предпринимателей появляются средства не только на ведение деятельности и собственные нужды, то постепенно возникает интерес к конному спорту. На мой взгляд, это один из самых красивых видов спорта, а турниры — масштабные и зрелищные мероприятия, которые привлекают людей с самыми разными интересами. Я думаю, что если бы «Биплан» не занимался развитием конного спорта, не владел бы спортивным комплексом «Пассаж», у нас никогда бы не было выстроено таких хороших отношений с европейскими партнерами, которые очень уважительно относятся к этому виду нашей деятельности.

Беседовала Виктория Александрова

Вся лента