Острая медицинская недостаточность

№ 42 К каким осложнениям привела оптимизация здравоохранения

Кто крайний?

Фото: Александр Потапов, Коммерсантъ

Острая медицинская недостаточность, только вот у кого? Повсеместно открываются частные медицинские центры. Заходишь, с порога тебя встречает внимательный и доброжелательный персонал. Никакая уборщица не махнет тебе тряпкой по ногам и не заорет: где бахилы? Грамотные, профессиональные врачи, все расскажут и покажут. Обследования на современном оборудовании, и главное — все без очередей. Согласен: все эти удобства стоят приличных денег и далеко не всем по карману. Но суть в другом. Прием частного врача в Сызрани стоит в среднем 700 рублей. В эту сумму входит зарплата врача, аренда помещений, отчисления и налоги и весь тот сервис, который мы получаем. В частной поликлинике работники получают достойную зарплату, и главное — она рентабельна и еще получает прибыль. Вопрос, почему? Одна из причин: в частной поликлинике один заведующий и один бухгалтер. Пример Сызранской городской поликлиники. Главный врач, а с ним четыре заместителя, четыре заведующих отделениями, 5-6 бухгалтеров, 4 программиста и прочей обслуги. Прием ведут 10 профильных и 10 участковых врачей. Так вот на 20 врачей как минимум 10 руководителей и около 20 хозяйственников. Из трех этажей большую часть одного занимает руководящий состав. И все они получают зарплату, и, кстати, зарплата главного бухгалтера не сопоставима с зарплатой участкового врача. Вопрос: где оптимизация расходов, где рентабельность?

А зачем им рентабельность? Зарплату платит бюджет страны, аренду оплачивает местный бюджет, лекарства и оборудование — из бюджета, медицинское обслуживание оплачивает страховая компания. А то, что оплачивается по перечню платных услуг, причем по цене порой выше, чем в частной поликлинике, и делается в рабочее время на государственном оборудовании — все эти доходы, и немалые, расходятся в виде премий и бонусов, в первую очередь для руководящего состава. Только сегодня был свидетелем разговора. Медсестра подошла к заведующему со списком лекарств и со словами, что надо бы сократить. Сколько сэкономим, столько и получим премии. Попробуйте мне доказать, что они заинтересованы в какой-то оптимизации. Кто составляет план оптимизации? Я так думаю, на первоначальном этапе областной минздрав.

Кого проще всего "оптимизировать"? Конечно, больничку в глухой деревеньке. Почему? Вряд ли в этой деревеньке найдется грамотный специалист, который обоснованно, с точки зрения действующего законодательства напишет жалобу и не в областной минздрав, который сошлется на рентабельность, а куда-нибудь повыше. Это мое личное мнение.

И последнее. В Минобороны одна финчасть на целую дивизию, которая начисляет зарплату на весь личный состав и считает всю расходную и доходную часть бюджета дивизии. В составе финчасти около 10 человек. Сейчас правительство прорабатывает программу единых расчетных центров для коммунальщиков, чтобы поменьше прилипало к рукам управляющих компаний. А что мешает в целях оптимизации лишить финансовой свободы бюджетные медицинские учреждения и в первую очередь доходной части? Например, единый расчетный центр всех поликлиник одного района. В бизнесе ведь есть бухгалтерские конторы, которые за приемлемые деньги ведут бухучет нескольких фирм одновременно. Справляются. Так что острая медицинская недостаточность скорее у городских и уездных врачей и руководителей из Минздрава. Я не знаю такого учебного заведения, где бы готовили так называемых менеджеров от медицины. А те из врачей, у кого есть эта менеджерская жилка, открывают медицинские центры, работают и процветают и с рентабельностью у них все в порядке.

Вообще, не совсем понятно, какая может быть рентабельность у бюджетного учреждения, например как считать рентабельность школы или детского садика? В итоге правительство тратит огромные деньги, а качество медицины на местах все хуже и хуже. И я уверен, что цифры правду говорят, что в России здравоохранение по уровню коррупции стоит на втором месте после строительства.

Валерий Марюков

Не под силу

В статье речь идет о людях, которые хотя бы на тракторе, но могут добраться до больницы. А что говорить о Крайнем Севере, где сообщение между селами осуществляется 1-2 раза в месяц на вертолете? Когда метет неделями пурга или стелется туман с моросью, никому не под силу прорваться в маленькое село с одним фельдшером, находящимся в состоянии хронического запоя. И, кстати, интернета на большей части территории страны в том виде, как его понимает население центральной части России, просто нет, так что телемедицина для нас неактуальна в принципе.

Татьяна Косыгина

Волокита вместо лечения

Целенаправленное разрушение здравоохранения идет уже давно, но в последние годы с особым рвением. Все, что написано в статье, верно. Перестали видеть людей, ценить врачей. А медицина превратилась в сферу обслуживания. Медиков сравняли с продавцами, парикмахерами... Бумаги — это будто самое главное. Противно.

Галина Кутилкина

По худшему сценарию

Так и смертность от инфарктов/инсультов снизится. Умер и умер, не везти же за 100 км определять, от чего именно... А из тех, кого повезут еще тепленькими по такой дороге, большинство доедет уже в морг. Выйдет так, что умер в дороге — медицина и ни при чем...

Alex Miklas

Испытано на себе

Мне в этом году дали инвалидность 3-й группы по общим заболеваниям, основной диагноз — фиброзирующий альвеолит с дыхательной недостаточностью. Несколько лет назад, когда началось заболевание, меня с температурой за 40 категорически отказались госпитализировать, мол, с бронхитом лечитесь дома. И самое интересное, что рентгенолог поменял диагноз по требованию главврача. Но снимок-то сохранился! Участковый врач, когда я явилась после назначения инвалидности с температурой 40, заявила, чтобы я к ней не ходила, что у меня неизлечимая болезнь, я только время у нее отнимаю...

Зимфира Ярославцева

На пути к знахарю

Что уж говорить о селах, если в детской поликлинике N 9 города Воронежа по состоянию на сентябрь этого года девять вакансий только врачей. Это не считая медсестер и другого персонала. Похоже, грядет возвращение к шаманам и заклинателям.

Сергей Барахович

Радость исключения

Хорошо, что я живу в Питере! Страшно представить, если бы жила где-то на селе. Здесь хотя бы за деньги можно найти любого врача. Если же смотреть наше ТВ, то выходит, что у нас на селе лучше всего живут, все условия, чтобы врачи колоннами туда приезжали.

Татьяна Бутманова

Мыслить перспективами

По-моему, не должно в XXI веке существовать такой вещи, как фельдшерско-акушерский пункт. Вместо этого нужно развивать сантранспорт и оперативно довозить в более или менее крупные стационары, оснащенные чем-то большим, чем аппарат для измерения давления. Современная медицина — это технологии, фельдшер или даже врач на коленке мало чем помогут. Для диспансеризации и прочей медпомощи условно здоровым существуют мобильные амбулатории, оснащенные сравнимо с уездной больничкой. Но это мечты, конечно. На деле все иначе, увы.

Z_Art

Мечта о земском докторе

Мобильные лаборатории — это, конечно, здорово, но нереально там, где в период "осень-весна" по бездорожью пройдет только гусеничный трактор. А про таежные поселки с охотниками-промысловиками вообще можно забыть. Полная медицинская автономия. Земский доктор при царизме становится мечтой для многих селян. Советскую систему здравоохранения с амбулаторией в более или менее обитаемом населенном пункте можно забыть как сон... Случай из прошлой практики. Подрабатывали по укладке мягкой кровли в одном из небольших поселков в Республике Коми. За лето при работе в бригаде произошло два несчастных случая. Так как на крыше работали в обычных галошах, случилось то, что, наверное, при неосторожности и должно было произойти,— травма стопы: ржавый дюймовый гвоздь пропорол подошву и "мясо". Парня отнесли в местную больничку к врачихе. Пара уколов и к вечеру с оказией отправили в районную. Рентгеновского оборудования, к сожалению, в больничке не было. Вторая травма — попала металлическая стружка в глаз. Не знаю, что было бы в современных условиях при нынешней оптимизации. Наверное, звонок по мобильному (если есть покрытие в этом районе) и банальное: "Держитесь... за полис ОМС".

Санитарный

"Я уверен, что цифры правду говорят, что в России здравоохранение по уровню коррупции стоит на втором месте после строительства"

№ 42 К каким осложнениям привела оптимизация здравоохранения


Письма читала Мария Портнягина

Вся лента