«Не плачь!»

Наталья Радулова знает силу слез

Жертвы эмоциональных репрессий

"Не плачь",— нервно сказал мне вчера мужчина. Они всегда так говорят. Смотришь ли ты мелодраму, хоронишь ли кота или узнаешь о том, что тебе предпочли другую, мужчина первым делом уговаривает не лить по этому поводу слезы. Но почему? Здоровый организм за жизнь вырабатывает не менее 60 литров слез — хватило бы три раза заполнить наш офисный кулер! Неужели природа зря производит столько бесполезной, "неприличной" жидкости? Для чего-то она ведь нужна, вон врачи говорят, что слезы снижают эмоциональное напряжение, позитивно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы и вообще увлажняют глазное яблоко. Так почему мужчинам не по себе от нашего хныканья?

"У женских слез особенный состав",— написал впечатлительный поэт и добавил, что этот состав даже вызывает у него на коже ожоги. "Со мной что-то происходит, если девушка начинает всхлипывать,— признался и мой знакомый.— Я забываю, о чем мы спорили, теряюсь, злюсь даже. У меня нет жалости, я хочу лишь одного, чтобы она немедленно это прекратила!" Психологи говорят, что многие мужчины в такие моменты просто не способны к эмпатии, не могут сопереживать плачущим из-за собственного глубинного стыда или страха. Еще бы. Когда мальчика с детсада ругают: "Не ной, не девчонка!", когда папа занимается "правильным" воспитанием: "Ой, разнюнился, какой же ты после этого мужик, герой, защитник?", то потом этот затюканный мальчик будет шикать на всех, кто рыдает свободно, открыто и даже с некоторым подвыванием: "Тс-с-с! Тихо! Замолчи! Вдруг враги услышат!"

"Мужчины, несомненно, не плачут, так как охраняют самое хрупкое, что есть в этом мире,— свою маскулинность,— посмеивается над гендерными стереотипами психотерапевт Дмитрий Смирнов.— Мужчины чувствуют боль, но выражать ее запрещено. Мужчинам вообще многое запрещено: не только плакать, но еще смеяться, танцевать и вообще выражать эмоции". Смирнов считает, что наши мальчики растут "в условиях эмоциональных репрессий", что крайне вредно для детской психики. "Ребенок, чьи страхи, отчаяние и крики о помощи заглушаются тотальным требованием быть всегда с сухим носом, замыкается в себе. Замкнутость усложняет путь к достижению эмоциональной зрелости, для которой требуется принятие собственных чувств".

Испуганные, замкнутые, суровые наши мальчики — как же им тяжело с нами, наташами, дашами и танями, которые громко плачут, уронив в реку мячик и по тысяче других причин. Женщины, согласно международным исследованиям, плачут в среднем 5,3 раза в месяц, а мужчина — всего лишь 1,3 раза. И то, наверное, это буржуев каких-то исследовали. И что гражданину, воспитанному в России, делать рядом с утирающей слезы женщиной? Только талдычить свое: "Не плачь, не плачь... Хватит! Ну хватит же! Я не могу!"

Он не может. Не может плакать сам и не умеет успокаивать других. И это почти национальная трагедия. Татьяна Тарасова, доктор психологических наук, доцент РГМУ, утверждает: "Многочисленные эксперименты доказали: слезы приносят облегчение лишь в том случае, когда обеспечивают "социальную поддержку" — помогают найти эмоциональное понимание и сочувствие у окружающих". А если понимания и сочувствия нет? Замкнутый круг. Девушка плачет, ее мужчина психует, девушке от этого хочется вообще взвыть. Вот драма, да? До слез.

Наталья Радулова

Вся лента