«Иногда дешевле жителей сел обеспечить спутниковыми тарелками»

— партнерство —

К 2018 году стабильный и качественный доступ во Всемирную паутину появится у 99% жителей Хабаровского края. Но если посмотреть на карту, масштабы этой задачи воспринимаются по-иному. Сегодня, даже при 97,6% охвате населения услугами широкополосного и мобильного доступа, без интернета остается около половины из 500 населенных пунктов региона, объясняет министр информационных технологий и связи Хабаровского края Сергей Федоров.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

— Сергей Александрович, какие проекты по обеспечению сельских территорий связью сегодня реализуются на территории края?

— В сентябре на Восточном экономическом форуме во Владивостоке было подписано соглашение между правительством Хабаровского края и ПАО «Ростелеком». Начиная со следующего года по этому соглашению у нас запланировано подключение к интернету 46 населенных пунктов в различных районах с населением свыше 500 человек. Это будет стоить порядка 500 млн руб., средства выделяются на паритетных началах, работы ведет «Ростелеком».

Второй проект, идущий в крае параллельно, — это федеральная программа устранения цифрового неравенства, она реализуется с участием «Ростелекома» и Минкомсвязи России с 2015 года. Кроме того, соглашение о сотрудничестве по ней подписали губернатор Вячеслав Шпорт, а также главы Минкомсвязи и «Ростелекома» на Петербургском экономическом форуме в июне этого года. Вот по этому проекту в течение 2017-2018 годов широкополосный доступ в интернет появится в 56 населенных пунктах с населением от 150 до 500 человек.

— Что это означает на практике? Кто получит интернет, сколько жителей края получат полноценный и стабильный доступ в сеть?

— Названные меры позволят увеличить долю охвата услугами ШПД, а также высокоскоростным мобильным интернетом с сегодняшних 97,6% населения края до 99,2%. Обеспеченность в процентном отношении и сегодня неплохая — но это всего половина из примерно 500 населенных пунктов региона. Около 250 поселков доступа в сеть не имеет. Часть из них мы закрываем соглашением с «Ростелекомом», остальные — это очень удаленные села, в основном в районах Крайнего Севера, по соседству нет других населенных пунктов.

— Вряд ли можно говорить об окупаемости таких строек…

— Конечно, все коммерческие проекты компания реализовала раньше. Здесь сильнее социальная направленность, но компания смотрит в будущее, и мы тоже понимаем, что качественная связь — это доступ к различным сервисам, которые будут развиваться по мере прихода интернета в отдаленные поселки. Это и госуслуги, и электронный документооборот, телемедицина, дистанционное образование.

— Другие операторы принимают участие в ГЧП?

— За последние годы в рамках государственно-частного партнерства с ведущими мобильными операторами связь появилась в 33 населенных пунктах с общим населением 16 тыс. человек. Сегодня мы прорабатываем подобные проекты со всеми крупными операторами, готовятся соглашения. Прежде всего делаем акцент на северных районах края.

— Но многие поселки все равно останутся на спутниковых каналах?

— В крае три муниципальных района, где предоставлять услуги связи возможно только по спутниковым каналам: Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский. Не так давно таковым являлся и район им. Полины Осипенко, но после того как туда провели ВОЛС, этот вопрос был снят.

Что касается остальных муниципалитетов — прорабатываем вопросы с крупнейшими спутниковыми операторами и с «Ростелекомом», который так или иначе должен завести в ряд населенных пунктов связь по программе преодоления цифрового неравенства. При этом, как свидетельствуют проведенные нами экономические расчеты, далеко не всегда есть смысл тянуть ВОЛС. Как выяснилось, иногда дешевле каждому жителю северного поселка поставить спутниковую тарелку, особенно с учетом немногочисленности местного населения.

— В прошлом у операторов «большой тройки» был удачный опыт по обеспечению сотовой связью трассы «Чита—Хабаровск». Можно ли что-то подобное сделать для автодороги Лидога—Ванино, где практически отсутствует мобильная сеть?

— Мы уже несколько лет занимаемся этой проблемой. Проект охвата этого участка сотовой связью очень дорогой, намного дороже, чем обеспечение связью всех оставшихся населенных пунктов края. И он менее окупаем, совершенно непривлекателен для операторов.

В прошлом году завершился пилотный проект по обеспечению ряда участков аварийной коротковолновой радиосвязью в диапазоне 27 МГц. Это частота, которую используют водители-дальнобойщики на своих рациях. Вдоль трассы были установлены базовые станции, которые принимали сигнал раций и передавали в единую дежурно-диспетчерскую службу правительства Хабаровского края. Но проект показал себя, честно сказать, плохо. Прошлой осенью мы выезжали на местность, проводили тестирование, — ни экономика, ни технические параметры проекта не позволяют полноценно его использовать в том изначальном виде.

Сейчас мы с двух сторон, от Лидоги и Ванино, ставим дополнительные антенны усиленной мощности, которые способны охватывать большие участки дороги. Но и это не позволит полностью закрыть вопрос со связью. Мы находимся в поиске решения.

Вадим Пасмурцев

Вся лента