Облачное преимущество

Интервью

Переход информации и многих видов деятельности со стационарных компьютеров в облака сегодня уже можно назвать тенденцией. Преимущества облачных технологий — экономия на техническом администрировании, на дорогостоящем «железе», безопасность и сохранность данных — уже смогли оценить предприятия малого и среднего бизнеса, а также более крупные компании из разных отраслей бизнеса. Подробнее о возможностях современных облаков рассказывает заместитель директора МРФ «Волга» ПАО «Ростелеком» — директор по работе с корпоративным и государственным сегментами СЕРГЕЙ СУЧКОВ.

— Сергей Викторович, наверное, будет правомерно сказать, что облака — это следующий шаг IT-эволюции. Как когда-то в нашу жизнь стремительно вошел интернет, так и облака скоро станут такой же привычной и неотъемлемой частью нашей жизни. Как вы оцениваете их перспективы?

— Результаты различных исследований относительно перспектив развития рынка облачных сервисов в России однозначно указывают на его большой потенциал. Новую жизнь облачным технологиям подарили современные гаджеты. Повальная мобилизация интернета сделала небольшой смартфон или планшет «дверью» не только к разнообразной информации, накопленной годами человечеством, но и ко множеству услуг и сервисов, способных решить любую задачу. Для бизнеса облака — это возможность управлять как целой компанией, так и отдельными направлениями деятельности — вести бухгалтерию, осуществлять учет продукции на складе, контролировать продажи и многое другое. Для обычных пользователей — возможность, к примеру, слушать любимую музыку или смотреть видеоконтент в любом месте и в любое время. Каждый в облаках может найти что-то свое и, поверьте, мы еще даже не все варианты использования облачных технологий знаем.

Отмечу, что именно у тех компаний, у которых уже сегодня есть облачные технологии, в перспективе дела будут обстоять еще лучше, так как внедрение облаков, апгрейды версий и прочие технологические моменты будут реализовываться все проще, а функционал и возможности, наоборот, будут только усложняться и расти.

— Как вы считаете, потребители уже успели оценить преимущества использования облачных продуктов? На какую категорию пользователей рассчитаны предложения «Ростелекома»?

— Основной целевой аудиторией облачных сервисов является малый и средний бизнес. Но и крупные компании, которые располагают более значительными ИТ-бюджетами, все пристальнее присматриваются к облакам. Среди наших клиентов есть федеральные игроки, такие как Сбербанк и Почта России. Сегодня компании, независимо от сферы деятельности и размеров, видят необходимость использования облачных сервисов в продажах, логистике, финансах, в работе с персоналом и многом другом. По самым скромным оценкам аналитиков, на российском рынке облака сейчас уже используют около 36% компаний. А через три года их будет уже 85%, и найти компанию, не использующую полностью облачные или гибридные решения, будет уже не так и просто. Это к вашему вопросу о востребованности облачных технологий.

Если говорить о клиентах «Ростелекома», то на базе Национальной облачной платформы реализованы облачные решения для госсектора, такие, к примеру, как «Медицинская информационная система», «Электронная школа будущего», «Система 112» и многие другие, которые уже внедрены в большинстве субъектов Российской Федерации и имеют положительные отзывы.

Что касается негосударственных компаний, то для них выведен целый ряд облачных продуктов на базе SaaS-решений, позволяющих автоматизировать и взять под контроль большинство процессов деятельности компании. Для подключения доступны такие решения, как «Управление складом — Мой Склад», «Управление взаимоотношениями с клиентами», «Виртуальный офис на базе продуктов Microsoft», «Приложения 1С». Данные сервисы предоставляются также на базе Национальной облачной платформы.

Кроме того, для корпоративных заказчиков мы предоставляем сервис «Web-видеоконференция». Учитывая реалии сегодняшнего времени, когда каждая компания ищет пути оптимизации расходов, данная услуга становится просто спасением для большинства компаний, тем более тех, кто имеют широкую разветвленную сеть.

— Можете поподробнее рассказать про этот сервис? У многих пользователей сложилось мнение, что есть различные бесплатные программы, например Skype, зачем нужны еще какие-то аналогичные сервисы, тем более платные?

— Во-первых, функции web-видеоконференции намного шире, чем у аналогичных программ, базирующихся в интернете. Ее преимущества оценили и бизнес, и государственные органы власти, и представители образования и здравоохранения. Общение, обсуждение самых насущных проблем без утомительных командировок и расходов на гостиницы, организация дистанционных продаж, деловые переговоры, профобучение с принятием экзаменов, консультации ведущих специалистов, родительские собрания… Всего и не перечислишь. Но для компаний, которые серьезно относятся к своему бизнесу, главное, наверное, то, что разработанная «Ростелекомом» система гарантирует защиту данных, размещенных в облаках. То есть интересы компании и наших клиентов здесь полностью совпадают — никому не выгодна утечка информации. Ну и конечно, качество соединения в процессе web-конференции играет немаловажную роль, а оно у нас стабильное и надежное.

— Многие из облачных услуг достаточно давно на слуху и активно развиваются. А из последних интересных предложений на рынке о чем вы могли бы рассказать?

— К примеру, недавно мы вывели на рынок услугу «Облачное видеонаблюдение», которая является таким же облачным сервисом, позволяющим заказчику работать с видеопотоками — собирать, просматривать, архивировать, хранить — в браузере своего компьютера, планшета или смартфона. Этот продукт гарантирует пользователю прежде всего безопасность, разграничение по ролям, а мобильное приложение обеспечивает удобство управления. Услуга «Облачное видеонаблюдение» может быть интересна владельцам бизнеса, имеющим разветвленную сеть торговых точек, складских помещений или, к примеру, строительных площадок. С этим сервисом они получают существенную экономию затрат на поддержку собственной системы видеонаблюдения и на снижении количества краж товара.

— Не так давно «Ростелеком» представил свою собственную разработку — «Единое информационное пространство геоданных». Есть ли спрос на данный продукт, учитывая, что с начала текущего года российским госорганам и госучреждениям запрещено закупать иностранное программное обеспечение при наличии российских аналогов?

— Да, действительно, это предложение оказалось очень своевременным. RusGIS разработано «Ростелекомом» на основе импортозамещающих технологий. Это прикладной программный продукт, позволяющий в короткие сроки создавать информационно-аналитические приложения и геоинформационные сервисы на основе принципов облачных технологий и сервис-ориентированной архитектуры. Геоинформационный ресурс «Ростелекома» позволяет решать целый спектр прикладных задач, связанных с использованием пространственных данных в сфере экономики, строительства, защиты окружающей среды, планирования территорий, оказания государственных услуг.

Что немаловажно, разработка «Ростелекома» RusGIS приказом министра связи и массовых коммуникаций РФ включена в единый реестр российского программного обеспечения (ПО). Тем самым мы повышаем привлекательность и ценность специального клиентского предложения для эффективной работы с геоданными.

— Сергей Викторович, и все-таки — цена вопроса. Насколько выгодно сегодня для бизнеса «уходить в облака»?

— Вопрос цены достаточно понятен, если не лукавить с математикой. Например, при сравнении стоимости приобретения «железного» сервера со стоимостью услуги «Виртуальный ЦОД» от «Ростелекома» заказчики зачастую забывают посчитать эксплуатационные затраты на содержание и обслуживание этого сервера — платежи за электроэнергию, оплату труда системного администратора и прочее, что весьма существенно влияет на конечную стоимость владения сервером и в совокупности с ценой покупки превышает стоимость услуги «Виртуальный ЦОД». Или другой пример: внедрение полнофункциональной CRM-системы для небольшой компании на пять пользователей обойдется организации в сумму порядка 120 тыс. руб. в первый год владения, в то время как годовое использование сервиса нашей компании «Управление взаимоотношениями с клиентами» будет стоить не более 45 тыс. руб.

Беседовала Людмила Аристова

Вся лента