Невидимые технологии

Тенденция

Рынок облачных технологий в России растет очень активно — только за 2015 год рост составил 66,9% до 22,7 млрд руб., говорится в отчете IDC Russia. Положительное влияние на него оказывают стабильные цены на эти услуги, а также инициативы по импортозамещению в промышленности. Нижегородский рынок по объемам пока гораздо скромнее, но растет даже активнее, чем в других городах-миллионниках. Телекоммуникационные операторы отмечают, что «облака» являются драйвером IT-рынка, их распространение будет расти и рынок вместе с ними.

Из неосязаемых разработок облака превратились в необходимый сервис

Фото: YAY/ТАСС

Как говорится в отчете IDC Russia Cloud Services Market, в 2015 году стабильные цены благоприятно сказались на спросе на облачные технологии. В результате совокупная доля местных поставщиков на этом рынке увеличилась, но и некоторые международные компании также смогли продемонстрировать рост финансовых показателей. И все это, несмотря на непростые экономические условия на российском рынке. В результате за год российский рынок «облаков» вырос на 66,9% и достиг 22,7 млрд руб.

По данным IDC, в 2015 году на рынке облачных сервисов наибольшим спросом пользовались публичные «облака» (когда используются общедоступные центры обработки данных, к которым подключается большое количество клиентов), а не частные. К изменению структуры потребления «облаков» привело импортозамещение и стремление к оптимизации производства в промышленном секторе, считают аналитики.

Кроме того, в исследовании говорится, что темпы роста популярности услуг облачной инфраструктуры IaaS (Infrastructure-as-a-Service, модель, при которой пользователь может управлять процессом обработки, хранения информации, устанавливать самостоятельно необходимое программное обеспечение) превышают те же показатели по использованию программного обеспечения SaaS (Software-as-a-Service , модель, при которой физической и виртуальной инфраструктурой облака управляет провайдер). Это происходит в основном за счет того, что инфраструктурные сервисы рассматриваются как альтернатива покупки дорогого оборудования.

Облака над регионом

Наиболее заметными игроками на рынке облачных технологий в Нижегородской области являются операторы большой тройки, два крупнейших провайдера — «Ростелеком» и «ЭР-телеком», ТТК, а также компании, которые предоставляют исключительно облачные сервисы, такие как «Манго Телеком». При этом аналитики не оценивают объем исключительно регионального рынка из-за специфики технологий.

Несмотря на общую положительную тенденцию развития облачных сервисов в России, темпы и объемы нижегородского рынка скромнее столичных, полагает директор по развитию корпоративного бизнеса Центрального филиала «МегаФона» Александр Булыгин. «Тем не менее можно говорить о стабильном росте спроса на подобные решения среди корпоративных клиентов. Предприниматели осознали преимущества облачных решений и активно интересуются инструментами повышения эффективности собственного бизнеса. Доходы от этих услуг и их доля в общем объеме выручки растут», — отмечает господин Булыгин. По темпу роста нижегородский рынок не отстает и даже опережает Москву и Петербург, добавляет руководитель представительства компании «Манго Телеком» в Центральном макрорегионе Михаил Пекерский: «Выручка филиала „Манго Телеком“ в Нижнем Новгороде растет быстрее, чем в обеих столицах и компании в целом. Кроме того, у нас один из самых высоких показателей ARPU, по сравнению с прошлым годом он вырос на 11%. Это говорит о том, что в Нижнем Новгороде облачными сервисами пользуется более зрелый и крупный бизнес». «Если сравнивать темпы прироста облачных сервисов за девять месяцев 2016 года с аналогичным периодом 2015-го в городах-миллионниках Поволжья, то Нижегородская область заняла первое место по росту спроса на облака», — подтверждает директор МТС в Нижегородской области Дмитрий Бобиков. Потребление облачных технологий этого оператора нижегородскими компаниями за год выросло почти в три раза.

Вместе со спросом на услуги на нижегородском рынке растет и конкуренция. По словам Александра Булыгина, на нем достаточно игроков, инвестирующих в этот бизнес, — это и крупные телекоммуникационные операторы, и небольшие независимые компании, и системные интеграторы: «Все без исключения отмечают растущий спрос на услуги, поэтому заинтересованы в развитии облачных решений». Михаил Пекерский и вовсе называет облачный рынок Нижнего Новгорода одним из самых развитых и конкурентных среди городов-миллионников: «В этих условиях очень важно видеть тренды и предлагать клиентам новые возможности, которых еще нет на рынке. Кроме того, все большую роль играют отличительные особенности провайдера, лежащие за рамками функциональности продуктов. Это качество клиентского обслуживания, опыт работы в конкретном сегменте, качество и надежность сервисов».

Потратить, чтобы сэкономить

За облачными сервисам к телекоммуникационным операторам обращаются предприниматели из разных сфер деятельности, а также государственные структуры. «Опыт показывает, что практически для всех сегментов бизнеса работа в облаке является целесообразным и экономически выгодным шагом. В первую очередь это касается крупных компаний, а также предприятий среднего и малого бизнеса», — говорят в макрорегиональном филиале «Волга» ПАО «Ростелеком». В компании отмечают, что для учреждений госсектора «облака» могут оказаться полезными в сфере медицины, образования, культуры и в имущественных вопросах. «Небольшие организации в первую очередь интересуются сервисами бухгалтерии и почты, приложениями для обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Стартапы в сфере IT используют облачные технологии, дающие им возможность обслуживать большое количество клиентов, не инвестируя в покупку телекоммуникационного оборудования», — говорят в «Ростелекоме».

Основными потребителями облачных сервисов «МегаФона» являются логистические, охранные и промышленные компании, предприятия сельского хозяйства, оптовая и розничная торговля, ЖКХ. За услугами в «Манго Телеком» чаще обращаются малые компании. «Но в последнее время мы видим возросший интерес со стороны средних и даже крупных организаций, в том числе муниципальных. Прежде всего облака помогают сократить расходы на поддержку и масштабирование инфраструктуры. Кроме того, они увеличивают финансовую гибкость предприятия, так как не требуют больших капитальных вложений, а операционные расходы соответствуют объему потребляемых услуг», — говорит Михаил Пекерский.

Дмитрий Бобиков подтверждает, что все больше компаний приходят к выводу, что всевозможные телеком-сервисы — «это надежные и доступные инструменты для оптимизации затрат»: «Более того, компании понимают необходимость потратиться сейчас и подключить дополнительные телеком-сервисы, чтобы в будущем их бизнес был эффективным и продолжал развиваться. Принцип прост: компании тратят, чтобы экономить. Благодаря облачным сервисам сокращаются затраты на закупку дорогостоящего оборудования и его обслуживание».

«Все большее количество руководителей компаний понимает, что вместо того, чтобы строить собственную IT-инфраструктуру, проще и выгоднее взять ее в аренду. В этом случае экономия составляет от 30% до 70%», — говорят в «Ростелекоме».

Среди наиболее востребованных облачных продуктов телекоммуникационные операторы называют услуги единого номера и телефонии с центром обработки вызовов, навигационные сервисы, видеоконференции, системы видеонаблюдения и файлообменники.

«В сложных экономических условиях бизнес стал внимательнее относиться к эффективности рабочих процессов. Поэтому растет спрос на сервисы и функции, которые помогают найти узкие места, сократить издержки на рутинные операции и получить дополнительный доход за счет увеличения продуктивности работы, — рассказывает Михаил Пекерский. — Среди наших клиентов за 2015 год заметно выросла популярность записи разговоров (на 70%), аналитических отчетов (на 24%), „умных“ алгоритмов распределения вызовов (в 2,2 раза). Это функции, которые помогают повысить эффективность работы сотрудников „на телефоне“ и, как следствие, качество обслуживания, продажи и лояльность клиентов».

В то же время все большую популярность набирают M2M-технологии (позволяют машинам обмениваться данными). Например, спросом стали пользоваться решения, которые обеспечивают работу специализированного оборудования, говорит Александр Булыгин: «С помощью SIM-карт „МегаФона“ работают платежные терминалы, камеры видеонаблюдения, электрические счетчики, сигнальные системы оповещения и другое оборудование. В 2015 году общее количество SIM-карт „МегаФона“, используемых предприятиями региона в М2М-устройствах, выросло на 35%». У МТС в Нижегородской области по итогам первого полугодия 2016 года число M2M-абонентов увеличилось на 15%, при этом общий объем интернета трафика, сгенерированного телематическими устройствами, вырос почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Государственные драйверы

Говоря о перспективах развития рынка облачных технологий в регионе, Михаил Пекерский считает одним из наиболее востребованных направлений интегрированные сервисы: «Объединение облачных и других продуктов дает новый уровень аналитики и автоматизации процессов. На нашем рынке наиболее востребована интеграция телефонии с CRM-системами (управление взаимоотношениями с клиентами), платформами управления интернет-магазинами и отраслевыми приложениями автоматизации бизнеса».

В «Ростелекоме» отмечают, что сейчас облачные технологии в России используют более 30% компаний, а через три года их доля вырастет до 80%. Оператор делает ставку на виртуальный центр обработки данных — сервис по аренде вычислительных мощностей, систем хранения данных и резервного копирования, размещенных на облачной платформе, с доступом через интернет или виртуальную частную сеть.

В целом ключевым фактором роста рынка облачных услуг в России на ближайшие пять лет станут правительственные инициативы, связанные с внедрением облачных технологий в государственном секторе экономики и импортозамещением в производственном секторе, считает руководитель исследований облачных услуг IDC Дмитрий Гаврилов. «Правительство активно формирует условия, способствующие повышению эффективности российской экономики и ее переориентации на отечественное производство. Переход в облака играет ключевую роль в этих стратегиях, позволяя организациям избежать инвестиций в непрофильные активы и предоставляя возможность для страны построить новую ИТ-экосистему, в которой более не доминируют крупные иностранные корпорации. Государство видит для себя в облаке привлекательную, централизованную и экономически эффективную основу развития информационных технологий. Правительство планирует широкое использование публичных облачных услуг как для нужд федеральных органов власти, так и региональных. Этот подход будет распространяться и на госкомпании», — рассказывает Дмитрий Гаврилов.

Кроме того, отмечают в IDC, бизнес также видит IT как инструмент повышения эффективности. По мнению аналитиков, спрос на автоматизацию процессов растет, и облачные технологии могут удовлетворить его с наибольшей эффективностью. Поэтому за пределами государственного сектора основными драйверами рынка станут стремления частных компаний заменить капитальные вложения на затраты по поддержанию бизнеса, необходимость быть гибкими и снизить совокупную стоимость владения предприятием.

Александра Викулова

Вся лента