Норвежские проектировщики адаптировались к российским условиям

Skipskompetance получила 6 млн норвежских крон на «дополнительную документацию» к судам для российского заказчика

«Рыболовецкому колхозу имени Ленина» пришлось дофинансировать проектные работы по датским сейнерам SK-3101R. На дополнительную техническую документацию норвежской Skipskompetanse выделено 45,6 млн рублей. На эти средства компания наймет российское проектное бюро, которое поможет в адаптации проекта к российскому законодательству. Изначально заказчик требовал адаптированный проект с норвежского проектировщика, но у последнего не хватило опыта в работе с Российским морским регистром судоходства.

Проект траулера SK-3101R норвежской проектной компании Skipskometanse

Фото: www.korabli.eu

Адаптация к требованиям Российского морского регистра судоходства (РС) проекта рыболовецких судов SK-3101R потребовала дофинансирования. В начале недели калининградский судостроительный завод «Янтарь» завершил закупку «дополнительной рабоче-конструкторской и технологической документации для кошелькового траулера-сейнера». Дополнительная документация обошлась заводу в 6 млн норвежских крон, или 45,6 млн рублей.

Как рассказывал “Ъ” (см. “Ъ” от 18.10.2016), технический проект на три траулера-сейнера, строящихся на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», разработало норвежское проектное бюро Skipskompetanse. Заказчиком строительства выступает «Рыболовецкий колхоз имени Ленина» из Петропавловска-Камчатского. Выбор пал на проектанта из Норвегии, так как эта страна считается одним из мировых лидеров в вопросе строительства рыболовецких судов.

Кошельковые траулеры-сейнеры стали первыми рыболовными судами, строящимися на российской верфи, — ранее заказы размещались на зарубежных верфях. Одним из стимулов стали анонсированные федеральным правительством дополнительные квоты на вылов рыбы, которые выделят рыболовам, решившим заказать суда на российских верфях. Заказы считаются сложными в исполнении из-за насыщенности рыболовных судов современным сложным оборудованием и отсутствия опыта у российских заводов.

Проектант, согласно условиям контракта, обязался разработать проект серии судов, полностью соответствующий критериям и требованиям РС. Однако, как выяснилось в процессе согласования документации с Регистром, документация не отвечает его требованиям: российские стандарты отличаются от принятых в Европе. Норвежцы, не имея опыта работы с РС, начали обращаться за помощью к сотрудникам российских проектных бюро за помощью в адаптации. Тем временем постройка сейнеров уже началась: летом был заложен головной корабль серии «Ленинец», второе судно заложено в сентябре, а закладка третьего запланирована на ноябрь. В итоге было принято решение дофинансировать работы норвежцев. АО «Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”» объявило конкурс 20 октября.

Вице-президент ОСК по гражданскому судостроению Евгений Загородний рассказал “Ъ”, что доработку документации профинансировал заказчик. Часть средств, перечисленных по контракту, пойдет на оплату услуг российского проектного бюро, которое поможет в адаптации. «Норвежцы будут взаимодействовать с нашими проектными организациями, чтобы рабоче-конструкторская документация разрабатывалась с учетом норвежского технического проекта и с вариантами адаптационных решений. Предусмотрены взаимные командировки специалистов», — пояснил господин Загородний. Конкретная проектная компания-помощник, по его словам, еще не выбрана.

Проектировщики Петербурга полагают, что дофинансирование стало единственным верным решением, гарантирующим достройку судов. Однако опасаются, что стоимость проектирования SK-3101R может отпугнуть рыболовов при выборе между российскими и зарубежными верфями.

Председатель РК имени Ленина Сергей Тарусов посоветовал обратиться на завод. На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» на вопросы “Ъ” не ответили.

Герман Костринский

Вся лента