Что слушать на фестивале актуальной музыки «Другое пространство»

Выбор Юлии Бедеровой

С 2 по 6 ноября в Концертном зале имени Чайковского пройдет V Международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" — самый представительный и масштабный из немногочисленных московских проектов, посвященных современной академической музыке. Его традиционный неофициальный куратор Владимир Юровский — сторонник совмещения в фестивальном формате художественного ликбеза с мировыми премьерами новой музыки, благодаря чему программа фестиваля дает публике возможность переходить от масштабных симфонических опусов к тихим камерным партитурам и от старой новой музыки к новейшей. Юлия Бедерова изучила программу и выбрала пять главных концертов

Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ


«Группы» Штокхаузена, «1791» Караева, «Симфония» Берио

Манифест музыкального постмодернизма "Симфония" Лучано Берио (1968) прозвучит в России впервые — в одной программе с изящным опусом Фараджа Караева "1791" (1983) и еще одной краеугольной партитурой второй половины XX века, эмблематическими модернистскими "Группами" Карлхайнца Штокхаузена (1955-57). Если "Группы" Штокхаузена — эстетический монолит, сплавленный из микроскопических звуковых частиц, то партитура Берио откровенно многоязыка. Первая часть основана на текстах Леви-Стросса, вторая представляет собой звучащие буквы и слоги имени Мартина Лютера Кинга, а третья — грандиозный коллаж мировой музыки, наложенный на многоуровневую цитату скерцо Второй симфонии Малера "Проповедь Антония Падуанского рыбам", которой автор в 1968 году напоминал о ценности, но некоторой безнадежности многих миростроительных усилий.

Азербайджанский госоркестр под управлением Рауфа Абдуллаева, Госоркестр России под управлением Владимира Юровского, ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского
5 ноября, 19.00


«Эль Ниньо» Джона Адамса

Музыка самого востребованного на мировых оперных сценах американского композитора в России почти неизвестна, опера-оратория "Эль Ниньо", посвященная младенцу Христу, прозвучит здесь впервые. Партитура была написана Адамсом в соавторстве с Питером Селларсом на тексты Хильдегарды Бингенской, "Рождественских проповедей" Лютера, Евангелий, текстов Питера Селларса, самого Адамса и нескольких латиноамериканских поэтов в 2000 году. Сочинение существует в двух авторизованных версиях — сценической оперы и концертной оратории. На фестивале в исполнении Госоркестра, двух хоров и шести британских и американских солистов (всего в концерте участвуют около 200 музыкантов) прозвучит концертный вариант сочинения.

Госоркестр России под управлением Владимира Юровского
6 ноября, 19.00


Куртаг, Булез, Мартынов, Уствольская, Пайбердин и Николаев

Композиторы авангарда и поставангарда конца XX — начала XXI веков с особым вниманием относятся к мемориальной теме, вкладывая в посвященную умершим музыку всю мощь новаторства и все изящество эксперимента. Так написаны "Ритуал памяти Бруно Мадерны" для оркестра из восьми групп Пьера Булеза и "Маленькая торжественная музыка" для оркестра Дьердя Куртага, посвященная, в свою очередь, памяти Булеза. В этой же программе "Танцы с умершим другом" для фортепиано с оркестром Владимира Мартынова, посвященные Юрию Чернушевичу, Вторая симфония Уствольской и два сочинения, написанные по заказу фестиваля: российская премьера оркестровой версии композиции "Vox" Олега Пайбердина и мировая премьера "Фантомов" Владимира Николаева, композитора, для которого новая сложность и новая простота — не разделенные идейными границами эстетические пространства, а единый мир.

Госоркестр России под управлением Владимира Юровского
2 ноября, 19.00


“Tehillim” Стива Райха

Еще одна важная российская премьера: классика постминимализма "Tehillim" Стива Райха (1981) в исполнении знатоков новой музыки — авторитетного ансамбля МАСМ, дирижера Федора Леднева и молодого вокального ансамбля N'Caged. "Tehillim" — знаковое сочинение Райха: в композиции на древнееврейские тексты четырех библейских псалмов минималистская ригористичность самого главного академиста среди американских минималистов переплавляется в гипнотическую экспрессивную структуру. За два часа до начала концерта (в 15.00) в Зимнем саду филармонии Александр Гаврилов организует чтение текстов псалмов, вошедших в "Tehillim", с комментариями ученых и литераторов, в том числе Ольги Седаковой, Ури Гершовича, Гасана Гусейнова, Андрея Десницкого и других.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), вокальный ансамбль N'Caged
6 ноября, 17.00


«Индекс металлов» Фаусто Ромителли

Ансамбль солистов "Студия новой музыки", дирижер Игорь Дронов и сопрано Екатерина Кичигина играют на фестивале предсмертное сочинение Фаусто Ромителли — видеооперу "Индекс металлов" (2003), целью которой, как утверждал автор в предисловии, было "превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю и вводящего в транс". Наследник Берио и Булеза, Шельси и Мюрая, Ромителли собирает вулканическую композицию из текстов Жоржа Батая, музыки Pink Floyd, скандинавского техно, струнной акустики и электронной психоделики. Опера в трех "галлюцинациях" посвящена человеку и нечеловеческому, а ее магматическая речь происходит из разнородных, грубых и тонких элементов вплоть до ясно различимой мелодии.

Ансамбль солистов "Студия новой музыки"
5 ноября, 22.00


Вся лента