"Башнефть" слили в оперативном порядке

"Роснефть" поглотила компанию за один день

"Роснефть" жесткой рукой начала устанавливать свои порядки в приобретенной "Башнефти", в первый же день заменив весь топ-менеджмент и сконцентрировав усилия своих сотрудников на изучении контрактов поглощаемой компании. Такой подход к интеграции актива заставил собеседников "Ъ" на рынке не только вспомнить 1990-е, но и предположить, что смена собственника может серьезно изменить отношения "Башнефти" с контрагентами, в том числе с также претендовавшим на нее ЛУКОЙЛом.

"Роснефть" вчера устанавливала контроль над операционной деятельностью "Башнефти" в стиле, напомнившем собеседникам "Ъ" о враждебных поглощениях 1990-х годов. Сделка по покупке контрольного пакета "Башнефти" была закрыта в среду, а уже в четверг утром правление компании было полностью заменено на сотрудников "Роснефти".

По словам собеседников "Ъ", в московском офисе "Башнефти" у метро "Маяковская" был отключен интернет, а в кабинетах бывшего руководства сотрудники "Роснефти" начали изучение кип документов. Позднее в течение дня глава "Роснефти" Игорь Сечин назовет это "ознакомлением с некоторыми контрактами". Внешнее впечатление было таково, что в середине дня "РИА Новости" написало, что в здании якобы проходит выемка документов при участии сотрудников ФСБ. Глава пресс-службы "Башнефти" Александр Шадрин затем назвал сообщения о выемках "очень большим преувеличением". По данным "Ъ", официально правоохранительные органы в процессе действительно не участвовали, только служба безопасности "Роснефти".

"Даже при присоединении активов ЮКОСа все было по-другому",— говорит один из собеседников "Ъ" на рынке, раньше работавший в ЮКОСе. Другой источник "Ъ" не может припомнить, чтобы подобный стиль поглощения активов использовался в нефтяной отрасли в последние 15 лет. Он напоминает, что, когда к "Роснефти" присоединялась ТНК-ВР, был создан интеграционный комитет с представителями обеих компаний, который работал несколько месяцев. При этом "Роснефть" публично обещала сохранить ключевых менеджеров ТНК-ВР, и многие из них на первое время остались работать в объединенной компании. "Тогда без участия менеджеров ТНК-ВР "Роснефти" было бы очень сложно интегрировать актив, но "Башнефть" по размерам гораздо меньше",— поясняет один из источников "Ъ".

Теперь поставлена задача как можно быстрее взять под контроль товарные и финансовые потоки "Башнефти", полагает один из собеседников "Ъ". По его мнению, кадровые перестановки не приведут к дестабилизации операционной деятельности компании, поскольку она сосредоточена в основном в дочерних подразделениях. "Те люди, которые смогут остаться в компании, постараются это сделать, потому что сейчас в нефтянке идти почти некуда",— говорит он.

Другой источник "Ъ" усматривает в действиях "Роснефти" и личные мотивы, отмечая, что менеджмент "Башнефти" никогда не считался дружественно настроенным по отношению к госкомпании. Например, Игорь Сечин публично критиковал первого вице-президента "Башнефти" Михаила Ставского (до этого работал в "Роснефти") на заседании президентской комиссии по ТЭКу (см. "Ъ" от 14 февраля 2013 года).

Если "Роснефть" решила действовать при интеграции "Башнефти" столь жестко, отмечает Виталий Крюков из Small Letters, значит, в госкомпании видели определенные риски и решили их скорейшим образом купировать.

Часть собеседников "Ъ" видит в происходящем сигнал о том, что дальнейшая интеграция "Башнефти" также будет проходить в жестком ключе. Так, в среду пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев заявил телеканалу "Дождь", что "предстоит провести серьезный аудит" "Башнефти", а ее контракты с ЛУКОЙЛом на покупку нефти он назвал странными. Поскольку теперь ЛУКОЙЛ и "Роснефть" станут партнерами по освоению месторождений Требса и Титова, источники "Ъ" ожидают осложнения отношений между компаниями, учитывая, что "Роснефть" склонна получать контроль во всех своих проектах.

Юрий Барсуков

Вся лента