Волгоград ждет гостей

Региональные отельеры на бизнес-завтраке ИД «Коммерсантъ» обсудили перспективы развития въездного туризма

22 сентября «Коммерсантъ-Юг России» совместно с «Коммерсантъ-Нижняя Волга» провел бизнес-завтрак «Гостеприимство высокого класса: меры поддержки въездного туризма и особенности визового режима во время проведения ЧМ-2018 в Волгограде». Участие во встрече приняли руководители профильных структур региональной и городской администраций, руководители отелей и эксперты.

Во время делового завтрака прошло обсуждение потенциала развития гостиничного бизнеса в регионе. Открывая мероприятие, руководитель областного Агентства развития туризма Майя Власова рассказала о системной работе госорганов по развитию привлекательности въездного туризма в Волгоградскую область. Регион ставит задачу получить максимум за счет проведения в 2018 году двух крупнейших мероприятий — 75-летнего юбилея Победы в Сталинградской битве и Чемпионата мира по футболу-2018. Напомним, Волгоград будет принимать четыре матча группового этапа из двух групп, то есть город посетят восемь сборных. Майя Власова отметила, что вопрос подготовки гостиничной инфраструктуры является одним из ключевых составляющих успешного проведения мирового события. По словам госпожи Власовой, Волгоград должен стать «территорией гостеприимства». Для этого разрабатываются новые комплексные туристические маршруты. Например, за несколько часов можно посмотреть значимые культовые здания разных религий и совместить это с посещением традиционного для волгоградских туристов «патриотического» комплекса — музея-панорамы и мемориала на Мамаевом кургане.

Заведующая сектором развития туризма областного комитета культуры Тамара Куимова отметила, что по предварительным оценкам в дни ЧМ-2018 Волгоград посетят около 100 тыс. гостей — не только болельщиков, но и журналистов, специалистов по информационным системам, представителей служб безопасности. Тамара Куимова рассказала, что в 2015–2016 годах властями и самими отельерами была проведена большая работа по классификации региональных гостиниц. Ее уже прошли 288 коллективных средств размещения (88% от имеющихся в регионе). Три объекта получили «пять звезд», 11 отелей — «четыре звезды» и 34 объекта — «три звезды». До конца года работа по классификации будет завершена. Отметим, что федеральный закон дал региональным законодателям право на уровне субъекта федерации делать классификацию обязательной. Как отметила Татьяна Куимова, областной комитет культуры разработал законопроект, предлагающий такую меру для нескольких муниципалитетов: Волгограда, Волжского, Камышина, а также Дубовского, Городищенского, Среднеахтубинского районов — в ближайшее время он будет внесен в областную думу.

Заместитель исполнительного директора по продажам и маркетингу гостиничного комплекса «Волгоград 5 звезд» Елена Масленникова отметила, что сама по себе классификация налагает на отели больше ответственности и прямых затрат, а для того, чтобы уровень «звездности» начал работать на выручку бизнеса, нужны всесторонние меры. «Недостаточно усилий одних отелей. Нужна более активная и слаженная работа с туроператорами, в первую очередь с нашими местными, чтобы больше людей узнало о наших возможностях и их можно было широко предложить»,— сказала Елена Масленникова.

Необычно низкий уровень цен (верхняя планка — 3–3,5 тыс. руб./сут.) для города-миллионника вызван высокой конкуренцией при низкой заполняемости гостиниц в Волгограде. По данным официальной статистики, в отрасли проблема со спросом. Средняя загруженность волгоградских отелей по году составляет 34%. Как отметили участники встречи, этот показатель один из самых низких в России. Директор ООО «Торговый дом „Еврономер“» Левон Шахназаров назвал его «аномальным» и отметил, что Волгоград находится в противотренде относительно российской туриндустрии в целом, которая из-за кризисных явлений на финансовых рынках и санкций бурно развивается. «Масса людей едет на Юг, например, с Урала, и Волгограду с его ценами и историей надо делать все, чтобы стать хабом, перевалочным пунктом, где люди бы останавливались на этом пути»,— отметил Левон Шахназаров.

Отметим, что в 2016 году уровень посещаемости региональных гостиниц превысит 800 тыс. человек в год, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Однако в сравнении с 1980-ми годами, когда Волгоград посещало более 2 млн человек, это крайне мало.

Волгоградские отельеры отмечают, что положение, в котором они сейчас оказались, сложилось не по их вине. Гендиректор отеля «Интурист» Евгений Коновалов говорит: «Люди едут не просто в гостиницу, даже если она прекрасная и недорогая. Чтобы человек собрал чемоданы и приехал, нужен побудительный интерес. Хотя бы среда, в которой хочется находиться,— начиная с гостеприимства людей, которые тебе улыбаются и отвечают на вопросы. У нас нет даже этого. Нужен интерес культурный, этнографический, еще какой-то. К сожалению, мы видим, что на федеральном уровне к нашему городу нет такого интереса и уважения, что было прежде, когда иностранные правительственные делегации посещали только три города: Москву, Ленинград и Волгоград».

Директор волгоградского филиала Российской гостиничной ассоциации Виктор Зверев отмечает, что на глубину проблемы повлияли как социально-экономические факторы, так и чрезвычайные события. «Когда за два дня до Нового года взрывы (теракты в Волгограде в декабре 2013 года, в которых погибло 37 человек.— „Ъ“), о каких гостиницах, банкетах может идти речь? Трудно менять отношение».

Вместе с тем один из выходов был найден в ходе дискуссии. Как отметил Виктор Зверев, заполняемость гостиниц под мировыми брендами (Hampton by Hillton и Radisson Park inn) в Волгограде превышает 50%. Левон Шахназаров считает, что это подтверждает то, что местные отельеры недостаточно качественно работают с маркетингом и современными средствами распространения информации. «Элементарно к Booking.com большая часть не подключена»,— недоумевает эксперт.

По мнению участников встречи, волгоградские отели готовы к туристическому буму, который будет сопровождать Чемпионат мира-2018. Главное, чтобы город стал более интересным и вызвал желание приехать и после месяца футбольного праздника.

Кроме того, собравшиеся обсудили очень важные практические аспекты работы гостиниц, которые понадобятся во время массового заезда иностранцев.

Замначальника отдела гражданства и разрешительно-визовой работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области Светлана Логинова рассказала участникам рынка об особенностях миграционного учета, пояснив, что управление ФМС по Волгоградской области упразднено, став частью региональной структуры ГУ МВД России. Кроме того, она разъяснила возможность подачи уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания и о их убытии в электронном виде, что позволит не нарушать сроки, установленные действующим законодательством.

Руководитель Нижневолжского обособленного подразделения ЗАО «ПФ „СКБ Контур“» Дмитрий Шмелев рассказал об удобном и недорогом сервисе, который позволяет автоматизировать это направление отчетности. Он разъяснил, что электронный документооборот на базе сервиса «Контур.ФМС» позволяет минимизировать возможность ошибок, одновременно упростив создание уведомлений. «Вы берете телефон и в облачном сервисе начинаете работать, не нужен даже компьютер. Очень удобный интерфейс, подсказки, а главное не нужно установки дополнительного программного обеспечения и даже специального почтового клиента, что важно, наверное, для маленького бизнеса. Сервис прост и понятен: если человек ориентируется, например, в социальных сетях, то ему не понадобится никакого обучения»,— рассказал Дмитрий Шмелев.

Отметим, что участники бизнес-завтрака считают, что подобные встречи в дальнейшем простимулируют рост полезных начинаний, которые смогут реально помочь развитию гостиничной отрасли.

Ярослав Малых, Ъ-Онлайн


Фотоотчет с мероприятия

Вся лента