Работа на двоих

Сергей Кириенко стал первым замглавы администрации президента, а Вячеслав Володин — спикером Госдумы

Сергей Кириенко сменил Вячеслава Володина на посту куратора внутриполитического блока администрации президента. Кто из них оказался в выигрыше, станет ясно в течение ближайших месяцев.

Вячеслав Володин и Владислав Сурков могли бы много рассказать Сергею Кириенко о том, как надо управляться с вопросами внутренней политики

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Глеб Черкасов, Софья Самохина, Иван Сафронов

Избирательная кампания 2016 года была сразу обречена на сравнение с думскими выборами 2011 года. Кадровые выводы, которые последовали после дня голосования, в 2016-м также можно было сравнить с тем, что происходило пять лет назад.

И в 2011-м, и в 2016-м думские выборы привели к смене человека, курировавшего в администрации президента (АП) вопросы внутренней политики. В декабре 2011 года первый замглавы АП Владислав Сурков был переведен на работу в правительство и формально (да по большому счету и фактически) к вопросам внутренней политики отношения больше не имел. К тому же на него возложили большую часть ответственности за неудачные для "Единой России" результаты выборов. Смена управляющего происходила на фоне массовых митингов протеста с обвинениями власти в фальсификации и фактически накануне президентских выборов.

Итоги выборов 2016 года выглядят для партии власти позитивными. Президентские выборы ожидаются, согласно Конституции, только через полтора года. Но тем не менее смена власти в политическом блоке АП произошла: глава Росатома Сергей Кириенко сменил Вячеслава Володина, который отправился председательствовать в Госдуму седьмого созыва.

Сразу после того, как на предвыборном съезде "Единой России" 27 июня было объявлено, что Вячеслав Володин "поведет" региональную группу партийцев по Саратовской, Тамбовской, Пензенской и Волгоградской областям, большинство экспертов и политологов стали говорить, что участие Володина в выборах — попытка протестировать выстроенную им на посту первого замглавы АП политическую систему. А со Старой площади уверенно заявляли, что переезжать на Охотный Ряд Вячеслав Володин ни в коем случае не собирается.

Встречи постоянных членов Совета безопасности РФ стали местом для обсуждения важнейших вопросов и принятия судьбоносных решений

Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

К концу избирательной кампании вопрос о том, что в связи с возможным уходом председателя шестой Думы Сергея Нарышкина на пост директора Службы внешней разведки (СВР) Володин может занять его место, стал обсуждаться все активнее. 22 августа, в ходе предвыборной поездки в Волгоград, отвечая на вопрос, собирается ли он после сентябрьских выборов работать в Госдуме или останется на своем посту в АП, чтобы готовить президентские выборы, кремлевский чиновник сказал: "Какое решение президент примет, им и буду руководствоваться. Я так устроен, у меня такая позиция". Эксперты, в свое время сомневавшиеся, что строитель политической системы, испытав ее выборами, перейдет на работу в Думу, тут же заговорили о том, что в случае трансфера на Охотный Ряд Володин заберет с собой часть обязанностей, например взаимодействие с политическими партиями.

Кремлевские, как, впрочем, и правительственные чиновники, не слишком любят переходить на работу в парламент. Политическая традиция восприятия представительной власти как чего-то вспомогательного для власти исполнительной заложена давно и предполагает, что смена поста в правительственном ведомстве или управлении АП на Охотный Ряд возможна только при крайних обстоятельствах или в случае статусного повышения.

Среди обязанностей Вячеслава Володина как куратора внутриполитического блока АП было и взаимодействие с Федеральным собранием. Он отлично понимает, каким образом Старая площадь может управлять депутатскими настроениями и голосованиями. У АП и правительства была возможность воздействовать на нижнюю палату парламента даже во второй половине 1990-х, когда считалось, что президент и его администрация слабы, а коммунисты, которые вот-вот вернутся к власти, сильны как никогда. В современных реалиях это еще проще. При Володине "конструктивные" отношения" АП и нижней палаты парламента достигли небывалой высоты. Итогом посткрымского консенсуса стало не просто консолидированное голосование по проектам законов, но и такая же коллективная простановка депутатских подписей под законопроектами. При этом иногда поправки до депутатов доходили позднее, чем до журналистов. И если депутаты были нужны управлению внутренней политики для юридического оформления проектов, то партия власти часто использовалась политическим блоком Кремля для их агитационно-пропагандистской поддержки.

Почему было принято решение о направлении Володина в Думу, пока доподлинно неизвестно. Есть мнения о том, что это награда за успешный итог выборов, недоброжелатели предполагают, что это расплата за низкую явку, особенно в двух столицах, и то, что на свои первые федеральные выборы плохо пришел крымский и севастопольский избиратель. После выборов, но перед новым назначением Володину было нужно постараться не растерять большую часть аппаратного и политического влияния. При этом Думу седьмого созыва сразу можно было назвать Думой Вячеслава Володина.

Нижняя палата прошлого созыва избиралась при кураторстве Владислава Суркова, поэтому далеко не все кадровые решения могли устроить его преемника. Например, в 2012 году близкий соратник Володина Константин Косачев лишился комитета по международному сотрудничеству (этот пост достался, как считается, человеку Суркова — телеведущему Алексею Пушкову).

В седьмом созыве на руководящих постах в нижней палате парламента люди явно подбирались с учетом мнения человека, который должен был занять место спикера

Через несколько минут после того, как Вячеслав Володин получил 404 депутатских голоса за свое избрание на председательское место, вышел президентский указ о его включении в число постоянных членов Совбеза РФ по должности. Так же происходило с его предшественниками на посту спикера Госдумы — Сергеем Нарышкиным и Борисом Грызловым. Теперь он наравне с представителями силовиков (директором ФСБ Александром Бортниковым, руководителем Росгвардии Виктором Золотовым, главой МВД Владимиром Колокольцевым, министром обороны Сергеем Шойгу и т. д.) будет принимать участие в совещаниях, которые за исключением экстренных случаев проводятся еженедельно. Спектр вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совбеза РФ, крайне широк: от реструктуризации отдельных отраслей промышленности и экономики до введения военного положения и применения вооруженных сил (например, введение контингента в Сирию в сентябре 2015 года).

Каждый из постоянных членов обладает правом совещательного голоса, однако, по словам источников "Власти" в госструктурах, за последний год этот пункт почти превратился в формальность: ключевые роли во время совещаний играют именно силовики, и именно с их мнением часто солидарен Владимир Путин. У заседаний Совбеза РФ есть и расширенный формат: тогда участие помимо 12 постоянных членов совета принимают еще 17 обычных (в их числе начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, министр финансов Антон Силуанов и генпрокурор Юрий Чайка).

Госдуму седьмого созыва Вячеслав Володин не только выбирал, но и отбирал

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Не забыл Вячеслав Володин и о кадровой подстраховке внутри управления внутренней политики президента и в партии "Единая Россия". Например, зампредом ЦИКа партии — руководителем управления информации был назначен выходец из ОНФ Дмитрий Миненко, а сам исполком возглавил бывший активист "Молодой гвардии" "Единой России", депутат Госдумы Владимир Бурматов. В УВП пост заместителя главы управления вместо Радия Хабирова, работавшего на Старой площади еще со времен Суркова, занял бывший глава аппарата Общественной палаты Сергей Смирнов.

Эти кадровые решения принимались еще до того, как стало известно имя нового куратора политического блока АП. Источники "Власти" утверждают, что Володин до самого последнего момента рассчитывал, что сможет повлиять на решение вопроса о своем преемнике. Этого не произошло: Сергей Кириенко стал неожиданной фигурой на этом поле, хотя о его возможном выдвижении стало известно за неделю до назначения.

Таким образом, складывается небывалая для российской политики ситуация: могут появиться два центра влияния, один из которых хочет управлять политическим процессом, а другой имеет на это право согласно занимаемой должности.

О том, что Сергею Кириенко нужно делать на новом посту, не сказал пока ни он, ни назначивший его президент. Через день после назначения пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сказал, что все назначения производятся исключительно по деловым качествам.

О современных политических взглядах нового куратора политического блока известно немного, и пока каждый желающий может думать о нем то, что хочет

О современных политических взглядах нового куратора политического блока известно немного, и пока каждый желающий может думать о нем то, что хочет. Кто-то может вспомнить про членство в СПС, а кто-то — про работу на должности президентского полпреда в Приволжском федеральном округе. Одна произошедшая там история крайне показательна для стиля работы и взглядов Кириенко. Нижегородский губернатор Геннадий Ходырев настаивал на отзыве из Совета федерации Евгения Бушмина, занимавшего пост главы бюджетного комитета верхней палаты. На защиту сенатора встали и федеральные чиновники, и полпред Кириенко, который привел региональным властям прагматичный довод: в других субъектах РФ мечтают иметь хотя бы члена бюджетного комитета от своего региона, а Нижегородская область хочет отозвать целого председателя. Бушмин остался в СФ (продолжает работать там до сих пор) и сменил приписку к области только после того, как Кириенко перешел на другую работу.

В те же годы он заявил: "Для меня, как для представителя федеральной власти, проблемные выборы — это когда не из кого выбирать. Можно констатировать, что уровень компетентности избираемых руководителей в регионах становится все выше. Беда, когда выбирать надо худшее из зол. А у нас есть возможность выбирать из ряда хороших кандидатов".

Собеседники "Власти" говорят, что Сергей Кириенко очень сопротивлялся переходу в АП. Пока неизвестно, запросил ли он у президента карт-бланш на структурные и кадровые перестановки в курируемом блоке администрации и, главное, оговорил ли сроки этих перемен. Чтобы войти в курс дел, новому человеку в АП поначалу понадобятся опытные сотрудники, оставшиеся от предыдущего руководителя. Напомним, что в 2012 году кадровые перестановки ждали своей очереди несколько месяцев.

Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, не означает ли назначение Кириенко "некий сдвиг в сторону либерализации российской политики", отметил, что "российскую политику... не (Вячеслав) Володин (бывший первый заместитель главы администрации Кремля), не Кириенко, а президент Путин ее определяет, из этого и нужно исходить".

Старая площадь и Охотный Ряд могут договориться о каких-то формах сотрудничества, но по своей воле Дума никаких полномочий забрать себе не может

Вопросов о том, кто определяет политику, действительно не возникает, но вот кто ее реализует, будет решаться на более низком уровне. Полномочия парламента перечислены в пятой главе Конституции, они очерчены предельно четко и никакого кураторства над политическими партиями не предусматривают. А АП, напротив, вправе заниматься любыми вопросами, поскольку ее деятельность законодательством, за вычетом одной строчки в Конституции, не регулируется. Старая площадь и Охотный Ряд могут договориться о каких-то формах сотрудничества или даже разделе функционала, но по своей воле Дума никаких полномочий забрать себе не может. Любое серьезное решение придется согласовывать с АП. Политолог Аббас Галлямов считает, что АП могла бы уже сейчас попробовать передать Думе часть полномочий по взаимодействию с партиями, общественными организациями, включая ОНФ.

"Сергей Кириенко вряд ли испытает большую радость по поводу того, что кураторство над частью вопросов от него уплывет, однако экс-премьер слишком опытный аппаратчик, чтобы тут же начать борьбу за их возвращение в АП. К тому же у него в любом случае останется мощный региональный блок и медиа,— считает Галлямов.— Думаю, он будет спокойно работать с тем, что осталось, и ждать, что нововведения себя не оправдают и Владимир Путин вновь решит все централизовать — заберет работу с партиями обратно в свою администрацию".

Галлямов полагает, что желание президента повысить статус Думы не связана с фигурой Володина и его переходом на Охотный Ряд: "Хорошо институционализированные авторитарные режимы более устойчивы, чем режимы персоналистские, там, где все держится на воле одного лица. Подсчитано, что режимы, бывшие на этапе своего становления — тогда, когда формируются политические институты и практики,— парламентскими, в среднем живут на треть дольше президентских. Преемственность власти они обеспечивают тоже более эффективно".

Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия") часто выступают в качестве соавторов законопроектов

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ


Кто курировал внутреннюю политику в Кремле

21 марта 1994 года в Администрации президента РФ был создан отдел по взаимодействию с партиями и общественными объединениями. В штате новой структуры числилось 15 человек, а возглавил ее Валерий Щегорцов. Однако 23 августа того же года Борис Ельцин ликвидировал отдел и организовал управление Администрации президента РФ по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат ФС РФ. Его возглавил руководитель подразделения по связям с органами власти, общественностью и СМИ Министерства топлива и энергетики РФ Андрей Логинов, который занимал этот пост до 2000 года. За это время в администрации президента сменились семь кураторов этого управления и название самой структуры (с 1997 года — управление президента РФ по вопросам внутренней политики).

Согласно указу от 1994 года, управление находилось в подчинении "профильного" помощника президента РФ. На тот момент вопросами политики занимался Анатолий Корабельщиков, а связями с парламентом — Георгий Сатаров. Однако 15 октября 1996 года оперативное руководство подразделением было передано заместителям руководителя Администрации президента РФ.

В августе 1996 года эту должность занял Максим Бойко — бывший глава Российского центра приватизации, в том числе отвечавший за ее пропаганду в России. Среди его обязанностей называлось "конструирование официальной российской идеологии и национальной идеи". В августе 1997 года Максима Бойко вернули в экономический блок (в качестве главы Госкомимущества), а заместителем главы администрации после личной просьбы Бориса Ельцина стал генеральный директор агентства "Интерфакс" Михаил Комиссар. После того как в августе 1998 года депутаты не утвердили Виктора Черномырдина премьер-министром России и президент был вынужден внести в Думу новую кандидатуру, в его администрации возник раскол, и в декабре Михаил Комиссар покинул свой пост. Его обязанности должны были разделить заместитель главы АП Джахан Поллыева и первый заместитель главы АП Олег Сысуев, но об их активной работе в этой сфере в СМИ не сообщалось.

В мае 1999 года в Кремле появились сразу два новых замполита: заместителем руководителя Администрации президента стал зампред правления "Газпрома" Сергей Зверев, а помощником главы президентской администрации выходец из "Альфа-групп" и ОРТ Владислав Сурков. В августе 1999 года последний получил должность господина Зверева и курировал внутреннюю политику до конца 2011 года. При авторе концепции "стабильности" управление президента РФ по вопросам внутренней политики дважды меняло название и пять раз — руководителей. После Андрея Логинова ими были Андрей Попов (дважды), Александр Косопкин, Олег Говорун, Константин Костин.

Вячеслав Володин был назначен первым заместителем руководителя АП РФ в декабре 2011 года, после протестов на Болотной площади (до этого он руководил аппаратом правительства). При нем управление президента РФ по внутренней политике возглавляли Константин Костин, Олег Морозов и Татьяна Воронова, а рейтинг Владимира Путина достиг рекордных значений.

Елена Федотова

Кто возглавлял российский парламент

29 мая 1990 года председателем Верховного совета РСФСР с третьей попытки был избран Борис Ельцин. В период его руководства был принят ряд ключевых документов, в том числе закон о собственности в РСФСР и Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривавшая приоритет российских законов над союзными.

После избрания 12 июня 1991 года президентом РСФСР Борис Ельцин передал пост председателя Верховного совета Руслану Хасбулатову, сыгравшему ключевую роль в ходе противостояния сторонников распущенного Верховного совета и президента в 1993 году. Конфликт завершился вооруженными беспорядками в Москве 3-4 октября. 4 октября 1993 года Хасбулатов был задержан по обвинению в организации массовых беспорядков и помещен в изолятор "Лефортово". 25 февраля 1994 года освобожден из-под стражи по амнистии.

Спикером Госдумы первого созыва 14 января 1994 года был избран депутат от Аграрной партии Иван Рыбкин, который ранее заведовал отделом ЦК Компартии РСФСР. В декабре 1995-го он был избран в Госдуму второго созыва по одномандатному округу. Вновь претендовал на пост спикера, но не набрал нужного числа голосов. В 1996-1998 годах занимал должность секретаря Совбеза РФ, в марте 1998 года был вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина. Выдвигался на пост президента в 2004 году, но после скандала с его исчезновением на несколько дней снял свою кандидатуру.

Следующим спикером 17 января 1996 года стал Геннадий Селезнев, секретарь ЦК КПРФ. 18 января 2000 года он был переизбран на пост председателя нижней палаты парламента. В 2003 году избрался депутатом по одномандатному округу, в декабре 2007-го выдвигался в Госдуму по списку партии "Патриоты России", однако на выборах она получила менее 1% голосов. В 2011-м в выборах не участвовал. Умер 19 июля 2015 года.

29 декабря 2003 года депутаты избрали председателем Госдумы экс-министра МВД, главу высшего политического совета "Единой России" Бориса Грызлова. Впервые выборы были безальтернативными. 24 декабря 2007 года господин Грызлов был переизбран спикером в следующем созыве. После выборов в Госдуму шестого созыва в 2011 году отказался от мандата и покинул пост спикера, заявив, что считает "неправильным занимать должность председателя палаты более двух сроков подряд". С 10 ноября 2012 года — председатель наблюдательного совета госкорпорации "Росатом".

Председателем Госдумы шестого созыва 21 декабря 2011 года был избран депутат от "Единой России" Сергей Нарышкин, бывший руководитель администрации президента РФ. 18 сентября 2016 года был избран в Госдуму по одномандатному округу. 22 сентября президент Владимир Путин назначил господина Нарышкина главой Службы внешней разведки.

Вся лента