Море возможного

Экономика

Международный инвестиционный форум в Сочи, открывающийся 30 сентября, был и остается в линейке крупнейших федеральных деловых саммитов, проводимых в России, мероприятием достаточно сфокусированным — это обсуждение экономического регионального развития на стыке федеральной и региональной повесток. В нынешнем году форум интересен тем, что именно сейчас в региональных экономиках есть что искать. Многие не отягощенные предыдущей звездной историей компании регионального уровня два года назад почувствовали себя конкурентоспособными — их шансы в среднесрочной перспективе и надо исследовать на "Сочи-2016".

Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС

Проблемы регионального развития обсуждаются, разумеется, и в Санкт-Петербурге, и в Красноярске, и во Владивостоке проблемы регионов дискутируются очень подробно. Но Сочи, выросший в первую очередь как деловой форум вокруг предолимпийского проекта модернизации Сочи и окружающих территорий, был и остается единственным федеральным мероприятием, где, по существу, региональные администрации и компании — главные ньюсмейкеры и участники переговоров. Как всякий форум с длинной историей, форум в Сочи в разное время обсуждал и отраслевую тематику, и территориальное развитие, и проблемы федеральных компаний в региональном приложении. Тем не менее в 2016 году специфика работы инвестфорума довольно необычная: именно сейчас там есть смысл искать чисто региональные проекты, которые в перспективе нескольких лет будут иметь взрывные перспективы роста. И важность "Сочи-2016" в том, что искать такие проекты, в сущности, в России больше негде.

Проблема дифференциации доходов российских регионов в 2014-2016 годах рассматривается сейчас во властных структурах разного уровня именно как проблема. Несмотря на то что консолидированный дефицит бюджетов второго и третьего уровней существенно ниже в текущем году, чем ожидаемый дефицит федерального бюджета,— это менее 1% ВВП против 3,9% на федеральном уровне, ситуация, не представимая два последних десятилетия — рост закредитованности региональных бюджетов и состояние субфедерального долга, считается Минфином главной сложностью. Анонсированная реформа распределения налога на прибыль, в ходе которой богатые регионы (и отчасти федеральный бюджет — на символическую сумму в 17 млрд руб. ) в 2017 году будут делиться поступлениями с обеспеченными хуже, может рассматриваться как начало долгосрочных решений в этой сфере. Если раньше ведомство Антона Силуанова предпочитало действовать преимущественно изменением сумм трансфертов с федерального уровня на региональный, то теперь "бюджетный федерализм" при развитии этой идеи может превратить Российскую Федерацию в достаточно необычное политическое образование — система горизонтальных дотаций богатых территорий бедным без содержательного участия перераспределяющего центра в мире почти не встречается, обычно центры федераций предпочитают увеличивать сборы федеральных налогов и брать ответственность за их расходование на себя. Система "грантов" относительно небогатым регионам, впрочем, может рассматриваться и как чисто техническое решение — как своеобразный "откат" от решения по перераспределению акцизных сборов прошлых лет.

Однако "Сочи-2016" — форум совершенно не "бюджетный", и интерес на нем представляют не столько спонсированные из региональных бюджетов инфраструктурные проекты (их в Сочи традиционно было большинство), сколько смежные проекты, в пользу которых они реализуются или будут реализованы. Все дело в специфической селекции регионального бизнеса, которую осуществили события 2014-2016 годов, в первую очередь девальвация и относительное снижение стоимости части внутренних ресурсов в регионах.

На уровне федерального центра проекты региональных компаний рассматриваются чаще всего под флагом "импортозамещения", несмотря на то что, строго говоря, достаточно часто речь в них идет не столько о развитии конкурентоспособного производства, вытесняющего с внутреннего рынка продукцию китайских и европейских компаний, сколько об открытии для региональных предприятий новых внешних рынков (на которых они до девальвации просто не задумывались) и создании новых продуктов и даже новых секторов для внутреннего рынка — на них ранее не было ни русских, ни иностранцев. "Странности" нынешнего экономического кризиса в том, что структурные сдвиги в экономике в любом случае происходят и достаточно масштабны. Так, "Ъ" уже неоднократно писал о том, что почти нулевое изменение уровней безработицы в 2015-2016 годах обеспечивается не столько отсутствием увольнений, сколько перетоками трудовых ресурсов — в основном в сервисный сектор. Увидеть происходящее можно, например, в виде ресторанного и сервисного бума 2016 года, тем более необычного на фоне стагнации реальных располагаемых доходов населения: для России пока непривычно осознавать, что кризисы не только могут создать депрессивное состояние в какой-либо отрасли, но и вызвать локальное оживление в другой — из спада 1998 и 2008 годов экономика РФ выбиралась стремительно, и оживление в новых секторах воспринималось именно как оживление, а не перераспределение ресурсов.

Но дело не только и не столько в ресторанах — хотя, например, необычное для кризиса перераспределение ресурсов в химической отрасли в 2015-2016 годах с бурным развитием экспорта и общим оживлением в ней весьма перспективно. Федеральные компании, в 2011-2014 годах обеспечившие большую часть роста ВВП, сейчас находятся в большинстве своем в достаточно сложной ситуации. В регионах же события двух прошлых лет уже выявили целый спектр компаний и проектов регионального уровня, неожиданно обнаруживших себя конкурентоспособными: от пищевой переработки до кабельных заводов, электротехники и десятков узких ниш, в которых, как выясняется, вполне возможно реализовываться. До какой-то степени 2016 год — это время для поиска таких региональных "чудес". Часть из них будут, безусловно, сомнительными. С другой стороны, потенциал слоя предпринимательского сообщества, до 2014 года надежно скрытый макроэкономическими обстоятельствами, может быть высок — на самом деле, никто не знает, как они могут открыться в среднесрочной перспективе. Но известно, что в довольно схожих обстоятельствах росли региональные экономики в 1960-1970 годах во Франции, Японии, Германии, в 1990-е — в Таиланде, позже — в "неключевых" странах Юго-Восточной Азии, в некрупных странах Южной Америки. При этом вряд ли, учитывая инвестиционные настроения у федеральных компаний, конкуренция за такие проекты, представляющиеся в Сочи, будет очень велика.

В этом смысле форум не обещает золотых гор, но вполне способен обеспечить инвестору не самое плохое будущее.

Дмитрий Бутрин

Вся лента