ФСИН отведет адвокатам кабинет

Защитники жалуются на очереди в переговорные комнаты московских СИЗО

Как выяснил "Ъ", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России ищет решение проблемы очередей, в которых вынуждены стоять по ночам московские адвокаты, пытаясь встретиться с подзащитными в столичных СИЗО. Сейчас в зданиях изоляторов не хватает переговорных комнат, а ситуацию усугубляют переполненные камеры. В СИЗО "Лефортово", где находятся высокопоставленные фигуранты громких дел, адвокаты проводят жеребьевку раз в неделю, но в итоге самые удачливые занимают переговорные на весь день, а остальные арестанты могут не видеть своих защитников неделями. Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) считают, что такое положение на руку следователям, которые используют изоляцию как способ давления на подозреваемых.

Фото: Евгений Асмолов, Коммерсантъ

В Федеральной службе исполнения наказания знают о сложившемся положении дел у московских адвокатов, которые с трудом получают доступ в СИЗО для встреч с заключенными из-за нехватки переговорных комнат, сообщила вчера "Ъ" начальник пресс-бюро ФСИН России Кристина Белоусова. "Мы готовим официальный комментарий, он будет доступен в понедельник",— пояснила госпожа Белоусова, добавив, что речь в нем пойдет о дополнительных следственных кабинетах.

На проблему свободного допуска в столичные СИЗО членам ОНК Москвы пожаловались адвокаты, которые ведут дела заключенных женского СИЗО-6. "В этом изоляторе самая большая проблема с доступом защитников,— рассказала "Ъ" член ОНК Москвы Зоя Светова.— Адвокаты занимают очередь в СИЗО в два часа ночи, составляют списки, а утром оказывается, что списки кто-то уничтожил, и они вынуждены записываться снова. СИЗО-6 сильно переполнен — на 40%, при этом там всего 12 кабинетов для встреч с адвокатами и следователями. Доходит до того, что адвокаты отказываются от ведения дел, если подозреваемые помещаются в СИЗО-6". Госпожа Светова напомнила, что в столичных изоляторах, рассчитанных на 8657 человек, находятся свыше 11 тыс. человек. "Составляем списки за несколько дней, потом каждый день по нескольку раз приезжаем, проверяем списки, а в назначенный день приходим к четырем-пяти часам утра. Но порой списки теряются, тогда приходится записываться по-новому",— подтвердила "Ъ" адвокат Татьяна Маркова. К концу каждого месяца кабинеты, по ее словам, все чаще занимают следователи: "Им надо сдавать отчетность. Возникают споры, чуть ли не до драк доходит".

Адвокат, руководитель правозащитной организации "Команда 29" Иван Павлов отмечает, что схожие проблемы адвокаты испытывают и в СИЗО "Лефортово", где находятся фигуранты громких уголовных дел — например, экс-губернатор Кировской области Никита Белых, подозреваемые по "делу Гайзера", полковник МВД Дмитрий Захарченко. В конце прошлой недели господин Захарченко пожаловался членам ОНК, что к нему никто не приходит, а адвокат полковника Юрий Никитин заявил, что его не пустили в СИЗО. Адвокаты, пытающиеся попасть в "Лефортово", придумали свой способ: "Каждую пятницу проходит жеребьевка на всю следующую неделю",— рассказал "Ъ" господин Павлов. По его словам, это происходит последние полгода: "Каждый день в переговорные попадают человек пять". "Получается, что если заключенный попал в "Лефортово" в начале недели, то у него есть шанс увидеть своего адвоката только на следующей неделе,— добавляет госпожа Светова.— Изоляция фигурантов громких дел на руку следователям: невозможность встретиться с адвокатом по сути является давлением на подозреваемых".

"Вины ФСИН в этом нет,— заявил "Ъ" источник в ведомстве.— Следственные изоляторы строились давно, они не рассчитаны на то количество людей, которое сейчас там находится. Кроме того, сотрудники изоляторов не имеют права влиять на длительность встречи адвокатов с заключенными. Один адвокат может вести дела двух-трех заключенных, и таким образом он надолго занимает кабинет. ФСИН делает все, что может. В изоляторах открываются экспресс-кабинеты, кабины для дополнительных встреч. Но, к сожалению, увеличить здания мы пока не можем".

Нагрузка на столичные изоляторы может снизиться только в следующем году: в Москве идет ремонт СИЗО-7, который планируется завершить в 2017 году, и готовится введение в действие нового режимного блока в СИЗО-4. Кроме того, на следующий год намечено начало строительства нового СИЗО в Новой Москве. Но окончательно решить проблему адвокатских очередей по силам только московским судам, считает госпожа Светова: "Московские суды отправляют под арест тех, к кому можно было бы применить иную меру пресечения — домашний арест или подписку о невыезде с залогом, а Мосгорсуд оставляет в силе такие решения районных судов".

Анастасия Берсенева

Вся лента