По шпалам на юга

туризм

В этом сезоне в Петербурге и Москве получил развитие новый сервис ОАО РЖД и нескольких туроператоров — дешевые чартерные железнодорожные туры по южным российским направлениям. Они отлично подходят для семейного отдыха и составляют альтернативу дорогим авиатурам, считают эксперты. Но рассчитывать, что они сильно потеснят последние, не стоит. Тем более что сегодня новую схему в работе используют лишь крупные туроператоры регионального уровня, меньшим компаниям она пока недоступна.

Несмотря на постепенные улучшения путевого сервиса, поезда сильно уступают самолетам по скорости и комфорту

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Лидия Горборукова

Компания "РЖД тур" ("дочка" ОАО РЖД) и несколько туроператоров (среди которых такие компании, как "Библио Глобус" и "НТК Интурист") с этого года осуществляют чартерные туры из Москвы и Петербурга в Сочи, Геленджик и Анапу. По задумке авторов, они должны составить конкуренцию более дорогостоящим авиационным турам. Целевой аудиторией такого сервиса преимущественно являются семьи с детьми. Условия сотрудничества между туроператорами и РЖД также прописаны: компания может бронировать места в железнодорожном составе, то есть выкупать вагонные составы в рамках рейса, за 90 суток, а отказаться от брони — за 45 суток.

Алексей Тузов, эксперт железнодорожной отрасли, оценивает, что до конца 2016 года с помощью железнодорожных чартерных туров будет перевезено около 10 тыс. пассажиров. По его словам, новый сервис только набирает популярность, тем не менее билеты раскупаются довольно быстро из-за скидок, которые, по экспертным данным, могут составлять около 20%.

Пакет со скидками

По мнению Наталии Розенблюм, управляющего партнера, директора Top Hotel Experts, в свете недоступности ряда направлений массового пляжного отдыха, бюджетные туры на юг России имеют большой потенциал. "Если приобретение пакетного тура будет давать возможность клиенту сэкономить на путевке, это привлечет значительную часть туристов, которые сейчас организуют подобные поездки самостоятельно. Данное предложение будет особенно популярно для семейных туристов и молодежи. Основной акцент необходимо делать на гостей, которые пользуются услугами средств размещения на южных курортах. Также развитие данного направления может сделать отдых на юге страны более цивилизованным за счет сокращения так называемых диких туристов, которые сами покупают билет и размещаются на месте в частном секторе", — высказала свое мнение госпожа Розенблюм.

В том, что туры на базе железнодорожных перевозок, безусловно, будут пользоваться спросом, уверена и Алена Корякина, руководитель сервиса "Рамблер/Путешествия". По ее словам, для этого есть несколько причин, и главная — они в разы дешевле наиболее близких по альтернативе вариантов. "Как показали недавние исследования, которые публиковал Ростуризм, недельный железнодорожный тур в Сочи на двоих может быть в полтора-два раза дешевле такого же тура на базе авиационной перевозки. И как минимум вдвое дешевле самостоятельно спланированной поездки", — пояснила госпожа Корякина. Например, компания "НТК Интурист" предлагает тур в Сочи на двоих на девять дней по стоимости от 18 646 рублей, но у того же оператора недельный тур с перелетом стоит от 28 191 рубля. Железнодорожные туры той же ценовой категории предлагает "Библио Глобус" (от 17 685 рублей), который опробовал этот формат еще в прошлом году.

Рост спроса на билеты подтверждает и статистика РЖД. "В июле, по данным монополии, пассажиропоток на поездах дальнего следования по сравнению с июлем 2015 года вырос на 8% и составил 12,5 млн человек. А согласно данным агентств, занимающихся реализацией железнодорожных билетов, в число самых продаваемых маршрутов в России вошли Москва-Анапа и Москва-Новороссийск", — привела статистику Алена Корякина.

Железная репутация

Для туроператоров данное нововведение тоже выгодно, так как они могут предложить своим клиентам еще один вид услуг. По мнению Марии Чупиной, руководителя отдела продаж туров сервиса "Туту.ру", операторы давно ждали возможность чартерных железнодорожных перевозок, так как это расширяет ассортимент их предложений.

Однако Алексей Тузов добавляет, что местные туроператоры в основной массе еще не готовы сотрудничать с РЖД по новой схеме в связи с недоверием, которое сформировалось за долгие годы монополии РЖД на рынке железнодорожных перевозок и довольно жесткими условиями сотрудничества. "Несмотря на все достоинства новой схемы, лишь крупные туроператоры регионального уровня используют ее. Хотя предлагать данный продукт выгодно именно небольшим фирмам — низкая цена железнодорожного тура (практически в два раза ниже, чем у аналогичного авиатура) привлекает клиентов со средним достатком. С такими клиентами предпочитают работать небольшие агентства, у которых нет достаточного количества средств, чтобы заранее выкупать целые поезда", — комментирует господин Тузов.

Помимо этого, замечает Мария Чупина, сложности совместной деятельности туроператоров и РЖД традиционно могут быть связаны с ценами и условиями работы. "В среднем большинство туров продается за 14 дней до отъезда, то есть при отказе без штрафов за 45 дней туроператор сможет продать меньшую часть. Чтобы продавать больше, ему необходимо брать жесткие блоки с невозможностью отказа, а эта та самая рисковая часть, которая может загнать туроператора в долги, если она просчитана не совсем верно", — предостерегает госпожа Чупина.

Формула достаточной скорости

Железнодорожные чартеры пользуются спросом у семей с детьми. Часть из них принципиально предпочитают путешествовать поездом, хотя бы потому, что в них есть детские билеты, которые намного дешевле. Либо эти люди просто не любят летать, а в вагоне поезда и всей семьей чувствуют себя уютнее. "Для таких семей удешевление цен на билеты на 15-20% может сыграть роль или даже стимулировать поездку более широким составом", — рассуждает Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade.

Зато, отмечает он, скидка вряд ли переманит любителей летать и экономить время, ведь большинство отдыхающих рассматривают перелеты как более комфортный способ добраться до места. По наблюдениям господина Пушкарева, цена билета на самолет оказывается не намного дороже, чем стоит купейное место в поезде. Например, слетать из Петербурга в Сочи и обратно обойдется от 8,5 до 12 тыс. рублей. В Геленджик — до 15 тыс. рублей. Цена купе в поезде по направлению Петербург — Адлер (туда и обратно) — от 10 до 13 тыс. рублей, при этом дорога занимает в сумме аж на двое суток больше. По мнению Петра Пушкарева, мало кто согласен так сократить отпуск ради невеликой экономии. Кто действительно хочет сэкономить и готов пожертвовать комфортом, скорее выберет плацкарт, купит в него билеты заранее и жилье найдет самостоятельно, рассуждает эксперт.

Мария Чупина и вовсе высказывает мнение, что сейчас цены на пакетные авиатуры нередко бывают ниже или равны предложениям по железной дороге. Но переезды на поезде не экономят время на дорогу, поэтому их покупают только за неимением билетов на самолет. "С другой стороны, железнодорожные квоты очень удобны при организации детских групп, корпоративных заказов и просто удобны для отдыха большими компаниями. Данные туры могли бы получить развитие в экскурсионных маршрутах. Сейчас чаще всего билеты экскурсанты покупают отдельно и самостоятельно, а было бы интересно делать именно "экскурсионные вагоны" с аудиогидами", — подала идею эксперт.

Экономия в частности

Участники рынка констатируют, что сервис железнодорожных чартеров в будущем можно усовершенствовать, если включить в него более экономичные варианты проживания.

Жилье, предлагаемое на российском юге через турфирмы, часто непропорционально дорогое, утверждает Петр Пушкарев. "Чартерные железнодорожные туры станут гораздо популярнее, если в них включить еще и недорогие варианты проживания: в небольших частных гостиницах, мини-отелях, проще говоря, в более современных окультуренных объектах бывшего так называемого частного сектора", — полагает эксперт. Он уверен, что если туроператоры позаботятся о включении такой возможности в пакетный тур заранее, то в сумме с чартерной железнодорожной скидкой экономия может стать намного заметнее, что будет интересно людям, а значит, будет пользоваться повышенным спросом.

Наталия Розенблюм также считает, что популярность предложений в рамках железнодорожных чартеров на юг будет во многом определяться конкурентоспособностью цены и готовностью отельеров предоставлять туроператорам скидки на размещение. Учитывая, что в высокий сезон отели и санатории региона полностью загружены, данное предложение может позитивно сказаться на привлечении гостей вне основного сезона и выравнивании сезонности южных курортов, уверена директор Top Hotel Experts.

Вся лента