«Ургалуголь» выйдет в Азию новым разрезом

На удвоение добычи в Хабаровском крае СУЭК готова потратить еще 6 млрд рублей

«Ургалуголь» (структура СЭУК) вложит порядка 6 млрд рублей в строительство нового разреза и расширение мощностей обогатительной фабрики, что позволит к 2021 году удвоить добычу. СУЭК уже сейчас отгружает в АТР более 20 млн тонн в год через дальневосточные порты, но на продукцию «Ургалугля» приходится менее 3 млн. Путем укрупнения дальневосточных активов компания стремится сократить расходы на транспортировку, чтобы выйти на растущие рынки Азии с более конкурентным предложением, говорят наблюдатели.

Наращивать добычу дальневосточного угля стоит исключительно ради экспорта, признается Александр Добровольский

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

АО «Ургалуголь», входящее в СУЭК, построит новый разрез «Правобережный» на Ургальском месторождении, он должен выйти к 2021 году на мощность 3 млн т в год. Об этом заявил глава предприятия Александр Добровольский. При прогнозируемой добыче в 2016 году в 5,7 млн т через пять лет «Ургалуголь» должен добывать 12 млн т, заявил господин Добровольский. Обогатительная фабрика, введенная в 2014 году, будет расширена под новые объемы, добавил топ-менеджер. Сумму инвестиций в проект он не назвал.

Как пояснили „Ъ“ в региональном правительстве, к 2021 году «Ургалуголь» предполагает нарастить ежегодную добычу до 9–10 млн т и будет обогащать до 8 млн т в год (сейчас предприятие мощностью 6 млн т загружено на 4,5–5 млн т). По данным министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, на середину года СУЭК вложила в развитие угледобычи в Ургале 13,4 млрд руб. из ранее заявленных 19,2 млрд руб. Таким образом, затраты на строительство нового разреза и расширение фабрики могут быть оценены в 5,8 млрд руб. 1,5 млрд руб. просубсидирует федеральный бюджет — по соглашению с Минвостокразвития, заключенному в конце 2015 года, к 2017 году будут построены два моста, ЛЭП и железнодорожные пути до предприятия.

Кроме «Ургалугля», у СУЭК на Дальнем Востоке еще один добывающий актив — АО «Приморскуголь», эксплуатирующее Павловское и Нежинское месторождения бурого угля и Липовецкое каменного (0,8 млн т и 4,4 млн т соответственно за прошлый год). Уголь с Павловского низкокалорийный (2800–3000 ккал/кг) и не обогащается, поэтому поставляется только на внутренний рынок.

В 2015 году «Ургалуголь» отгрузил в страны Азиатско-Тихоокеанского региона 2,8 млн т угля (на 14% больше, чем годом ранее), еще 2 млн т ушло на внутренний рынок. Поставки в Азию СУЭК осуществляет через Ванинский балкерный терминал в Хабаровском крае (18,3 млн т отгрузки потребителям Китая, Южной Кореи, Японии и Тайваня за 2015 год) и Малый порт в Приморье (2,6 млн т в те же страны плюс Вьетнам). Всего в прошлом году СУЭК продала на рынках АТР 21,8 млн т своего угля (вместе с углем партнеров — почти 28 млн тонн). В 2016 году компания планирует отгрузить в Азию через Ванинский терминал 19 млн т (с увеличением до 24 млн т к 2018 году), через Малый порт — 2,8 млн т.

Большая часть продаж СУЭК сейчас приходится на Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань, следует из отчетности компании. Источник в отрасли напоминает, что в 2015 году Китай резко снизил импорт энергетического угля — на 32%, до 154 млн т. Но начиная с июля-августа этого года ввоз растет: сокращение внутреннего производства в рамках реализации программы снижения добычи постепенно оживляет спрос на импорт. Новые угольные станции также запускаются в Тайване (в 2016 году — на 2 ГВт) и в Южной Корее (на 4,5 ГВт). Китай и Южная Корея потребляют угли с калорийностью 5500 ккал/кг, Япония — 6000 ккал/кг, и обогащенные ургальские угли «вполне вписываются в эти рынки», отмечает трейдер.

Себестоимость добычи тонны угля в России — 1,1–1,6 тыс. руб. в зависимости от способа добычи, цена тонны на китайском рынке уже выросла до 70$ (4,5 тыс. руб. по вчерашнему курсу ЦБ) и продолжает повышаться. До дальневосточных портов от месторождений СУЭК в Хабаровском крае менее 1 тыс. км, а от других месторождений — до 5–6 тыс. км, и компания «правильно стремится снизить затраты на транспортировку и фрахт, что сделает российский уголь в Азии более конкурентным по сравнению с продукцией крупнейших мировых поставщиков — Австралии и Индонезии», говорит он. Кроме того, определенные надежды, по словам собеседника „Ъ“, можно связывать с новыми для российских игроков рынками — Малайзией, Вьетнамом, Филиппинами, Таиландом, которые растут и ищут надежные источники энергии. В 2015 году эти страны нарастили импорт угля на 12 млн т — до 64 млн т, и в ближайшие годы потребление продолжит увеличиваться.

Дмитрий Щербаков

Вся лента