Американо-израильская дружба подорожала на $7 млрд

Барак Обама и Биньямин Нетаньяху подписали "историческое соглашение" о военном сотрудничестве

США и Израиль вчера подписали соглашение, которое власти обеих стран называют эпохальным. Оно предполагает предоставление еврейскому государству в течение десяти лет военной помощи в размере $38 млрд — по $3,8 млрд в год (предыдущее соглашение предусматривало ежегодную выплату $3,1 млрд). Помимо чисто технических аспектов документ имеет важную политическую составляющую: по словам экспертов, его подписание за два месяца до президентских выборов в США призвано продемонстрировать, что Израиль был и остается стратегическим союзником Вашингтона. Президент Барак Обама теперь может записать отношения с Израилем себе в актив. Хотя именно при нынешнем американском лидере в этих отношениях возник беспрецедентный кризис, вызванный в первую очередь разногласиями по вопросу ядерной программы Ирана.

Президент США Барак Обама

Фото: Carlos Barria TPX IMAGES OF THE DAY , Reuters

Соглашение о военной помощи на 2019-2028 годы было подписано после десятимесячных переговоров, которые не раз оказывались на грани провала. Власти Израиля расценили итоговый результат как "огромное достижение". "Это был длительный и сложный процесс, но он того стоил",— заявил, в свою очередь, представитель Белого дома Эрик Шульц.

Речь идет о самом крупном пакете военной помощи, когда-либо предоставленном США какой-либо стране. Израильский министр внутренней безопасности Гилад Эрдан уточнил в интервью радиостанции "Решет Бет": масштабы ежегодной помощи США Израилю будут увеличены на 20%. Вместе с тем оппозиция осталась недовольна итогами переговоров. По мнению депутата от левого блока "Сионистский лагерь" Ципи Ливни, условия соглашения могли бы быть значительно лучше. "Премьер-министр (Биньямин Нетаньяху.— "Ъ") не должен был конфликтовать с президентом Обамой",— заявила госпожа Ливни.

Госпожа Ливни напомнила: конфронтация израильского руководства с американской администрацией резко усилилась после достижения в июле 2015 года международного соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана. Власти Израиля уверены, что сделка представляет угрозу для их государства.

Подписанный вчера в Вашингтоне документ вступит в силу в октябре 2018 года — после истечения срока действия нынешнего меморандума. В новом документе объем ежегодных ассигнований США на военные нужды Израиля будет увеличен на $700 млн — до уровня $3,8 млрд. Причем $5 млрд из общих $38 млрд должны пойти на развитие систем израильской ПВО.

Соглашение подразумевает немалые уступки со стороны Израиля. В частности, страна не сможет запрашивать у Конгресса США дополнительные суммы сверх предусмотренных меморандумом и сократит долю помощи, конвертируемую в шекели. Этот пункт вызвал особенно серьезные разногласия, и, по мнению экспертов, именно из-за него достижение соглашения постоянно оказывалось под вопросом.

Между тем премьер Израиля Биньямин Нетаньяху решил, что лучше все же попытаться договориться с нынешней американской администрацией, а не ждать прихода новой. С другой стороны, и Барак Обама стремился к скорейшему достижению соглашения с Израилем. Республиканцы постоянно обвиняли президента-демократа в отсутствии четкой стратегии действий на Ближнем Востоке и резком ухудшении отношений с традиционными союзниками. Вместе с тем, как заявила "Ъ" советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина, "соглашение о столь значительном увеличении объема военной помощи демонстрирует, что Израиль остается верным союзником США в регионе". По словам собеседника "Ъ", документ создает задел на перспективу — под будущего главу Белого дома, которым, как рассчитывает нынешняя американская администрация, станет кандидат от демократов Хиллари Клинтон.

"Бараку Обаме важно было показать, что он не готов жертвовать партнерством с Израилем, которое с этого момента обрело новый импульс для развития. В противном случае Обама остался бы в истории как президент, при котором двусторонние отношения с ключевым ближневосточным союзником резко ухудшились,— отметила госпожа Супонина.— А сейчас все вернулось на круги своя".

Георгий Степанов

Вся лента