Дворовое искусство

Завершилась ярмарка Cosmoscow

В Гостином Дворе завершилась Cosmoscow — единственная на сегодняшний день международная ярмарка современного искусства на территории России. В этом году свои стенды представляли 38 галерей — в их числе участники из Испании, Великобритании, Грузии, Голландии. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Ярмарка искусство

Директор Cosmoscow Маргарита Пушкина говорит, что "ярмарка превратилась в срез того, что представляет собой современное искусство в России сегодня". На стендах галерей-участниц можно было это неуловимое "сегодня" рассмотреть. Никаких провокаций, обнаженной натуры, громких высказываний и эпатажа. Art Dubai по сравнению с Cosmoscow и то выглядит свежее. Самым актуальным неожиданно оказалось полотно Михаила Рогинского 1994 года, на котором брутальный мужик в пальто сообщает о том, что все подорожало, а голая дама на кровати парирует: "Лишь бы войны не было".

Коллекционеров уровня Даши Жуковой в Гостином Дворе не было, зато успела сформироваться новая волна покупателей, у которых нет миллионов, зато есть интерес к работам средней дороговизны. На ярмарке было предостаточно произведений в диапазоне от €2 тыс. до €20 тыс., которые нашли своего покупателя.

В четвертом выпуске Cosmoscow участвовало рекордное число галерей — 38, семь из которых так или иначе имеют зарубежную прописку. В списке недосчитались отечественных гигантов галерейного дела — галереи Гари Татинцяна и "Триумфа", зато стоявший у истоков ярмарки и вышедший из состава ее учредителей Владимир Овчаренко вернулся теперь со стендом своего нового детища — платформы Vladey. Кстати, именно здесь была обнаружена самая дорогая работа ярмарки — "Ожидание" Семена Файбисовича за €225 тыс. Самая доступная работа нашлась у галереи Shaltai Edition (она впервые участвует в ярмарке), стенд которой был оформлен как арт-кухня. Тиражные чайные пары с рисунками Владимира Дубосарского, исполненные Императорским фарфоровым заводом, стоили 10 тыс. и 15 тыс. руб., а вот ковер, расписанный художником,— уже €20 тыс.

Среди отечественных галеристов царил оптимизм, который не всегда разделяли их зарубежные коллеги. Так, по словам представителей лондонской Frameless, участвующей в Cosmoscow впервые, они вряд ли вернутся на следующий год. Выбрав самых мейнстримовых авторов из представленных в их галерее (колумбийский художник Алехандро Оспина и лондонец Том Лимон), они столкнулись с тем, что даже эти работы выглядят для нынешнего русского покупателя слишком концептуальными. В случае с Оспиной новоявленных коллекционеров отталкивали цена (от €35 тыс. до €38 тыс.) и крупный размер полотен. Однако прямо противоположная ситуация наблюдалась на стенде у питерской галереи Марины Гисич, славящейся отличными продажами на Cosmoscow. Одну из "Шкур" Дмитрия Цыкалова (панно в виде растянутых на стене медвежьих шкур из дерева, использованного для ящиков с боеприпасами) купили за €38 тыс. еще до ВИП-превью.

Один из самых дорогих стендов соорудила галерея Pop//Off/Art, продав все представленные произведения Владимира Шинкарева в частную бельгийскую коллекцию. Также Pop//Off/Art показала работы Ирины Наховой (от €32 тыс. до €45 тыс.), представлявшей Россию на Венецианской биеннале в прошлом году. "Мы хотели сделать нечто вроде микроретроспективы Ирины Наховой. Показать ее ранние живописные работы, важные для исторического контекста",— рассказал галерист Сергей Попов.

Вся лента