ГИБДД соглашается с жалобами

Растет число штрафов, отменяемых после обращений граждан

Инспекторы УГИБДД Москвы отменяют каждый третий обжалуемый штраф. Это следует из данных Госавтоинспекции, оказавшихся в распоряжении “Ъ”. Чаще всего жалобы поступают от граждан, продолжающих получать штрафы после продажи своего автомобиля, а также от таксистов и водителей, выехавших на выделенную полосу.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказались данные УГИБДД Москвы по жалобам, которые поступают от граждан в связи с получением штрафных постановлений. Всего за восемь месяцев 2016 года в Госавтоинспекцию было направлено более 50 тыс. заявлений от граждан, из них 18 тыс. (36%), было удовлетворено (то есть штрафы были отменены). Для сравнения — за восемь месяцев 2015 года граждане направили в ГИБДД 48 тыс. жалоб, из них 10 тыс. — 20% — было удовлетворено. Таким образом, можно говорить о том, что эффективность системы обжалования за год немного выросла. При этом количество жалоб по сравнению с общим числом штрафов невелико: за восемь месяцев 2016 года система фотовидеофиксации выписала водителям 9,9 млн постановлений (0,5% было обжаловано), за восемь месяцев 2015 года — 7,6 млн постановлений (0,6% было обжаловано).

Напомним, что последние две недели в сети активно обсуждаются резонансные случаи выписанных по ошибке штрафов за нарушения ПДД, о которых стало известно в конце августа. Так, один водитель получил постановление за пересечение сплошной линии разметки, но фотография, приложенная к «письму счастья», свидетельствовала, что линию пересек не автомобиль, а его тень. Другому автомобилисту было предложено уплатить штраф за выезд на обочину, хотя на снимке видно, что за кромкой проезжей части оказался блик от фар, а не сама машина. Все эти постановления уже отменены Госавтоинспекцией, 113 камер модели «Стрелка плюс» сейчас проходят проверку. Вчера эта ситуация обсуждалась на заседании общественного совета при МВД, о чем сообщал “Ъ”. Там, в частности, говорилось о чрезмерно сложной системе обжалования штрафов, из-за чего, по мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, водители так редко приходят с заявлениями в ГИБДД.

В среду поступили подробные разъяснения со стороны «Центра организации дорожного движения» (ЦОДД) — структуры правительства Москвы, которая эксплуатирует и содержит столичные камеры. Замначальника ЦОДД Александр Евсин написал у себя в блоге, что фиксация выезда на обочину с помощью камер (а именно эти случаи стали поводом для ошибочных штрафов) — это «новые разработки, которые эксплуатируются в Москве около двух месяцев». «С первой же жалобы подобного рода был резко усилен контроль за обоснованностью штрафа,— написал он.— В реальности, естественно, их будет гораздо меньше, поскольку инспекторы проверяют снимки перед вынесением постановления». В целом, по его словам, факторы, которые приводят к ошибочным штрафам, сочетаются довольно редко: в случае со штрафом за тень камера стояла под определенным углом, в случае с бликом дорога была мокрая проезжая часть.

Из статистики ГИБДД также становится понятно, в каких случаях чаще всего жалуются водители. Так 24% (12 тыс.) жалоб приходятся на случаи, когда автовладельцы продают свой автомобиль, а новый автовладелец на себя машину еще не зарегистрировал: в результате все штрафы с камер приходят прежнему собственнику. 17% случаев (8,7 тыс. жалоб) — это жалобы, связанные с обжалованиями штрафных постановлений владельцами машин «такси». 15% (7,6 тыс. случаев) — жалобы на ошибки при распознавании номеров. 10% (5 тыс.) — жалобы на постановления, вынесенные за выезд на выделенную автобусную полосу.

Иван Буранов

Вся лента