Ювелирный потоп

Театральный маг и волшебник Роберт Уилсон спроектировал и срежиссировал выставку "Ноев ковчег" для Van Cleef & Arpels. Совместная работа сценографа и ювелиров была показана в Париже.

БУКВВсе происходило на Вандомской площади в залах Hotel d'Evreux, который хотя и сосед Hotel Ritz, но отелем отнюдь не является. Это особняк, который снимают для конференций и выставок вроде нынешней. Но L'Arche de Noe — "Ноев ковчег" — не назовешь просто выставкой, это маленькая театральная постановка Роберта Уилсона, пусть и без живых актеров.

В зал запускали партиями, как на киносеансы. Зрителям предстояло побывать в допотопном мире, пережить наводнение и воскреснуть в компании драгоценных животных. Сначала зал, подсвеченный любимым уилсоновским голубым цветом, открывает в стенах маленькие окошки-иллюминаторы, где выставлены украшения, изображающие почетных пассажиров. Под потолком висит маленький белый ковчег, точнее его остов, напоминающий скелет из зоологического музея. Музыка — "Зеркало в зеркале" Арво Пярта — прерывается громом небесным и шумом дождя в кромешной темноте, а потом звучит вновь. Сценарий простой, но после спецэффектов восприятие драгоценных зверюшек в витрине меняется. Как будто бы эти существа и вправду спаслись от потопа. Как не раз спасались от потопов истории шедевры Van Cleef & Arpels, менявшие страны, владельцев и времена.

Идея коллекции и выставки появилась у главы марки Никола Боса в Москве — как раз в тот момент, когда Роберт Уилсон ставил "Сказки Пушкина" в Театре Наций. С тех пор они работали параллельно и пришли к нынешнему итогу каждый со своей стороны. Среди всех изображений всемирных потопов Никола Бос выделяет "Вход животных в Ноев ковчег" Яна Брейгеля Бархатного из лос-анджелесского Музея Гетти: забавный каталог божьих тварей, подгоняемых пастухом под взглядом коллекционера, седовласого Ноя с дочерями. Трудно представить себе нынешнего коллекционера, который собрал бы весь ковчег haute joaillerie, зато выбор у него есть.

Почетными пассажирами "Ноева ковчега" Роберта Уилсона стали ювелирные украшения Van Cleef & Arpels

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Приглашенные на борт медвежата, павлины, кенгуру, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси и молчаливые рыбы представлены попарно в виде брошей. Здесь нет пока что украшений другого типа. Ювелиры вспомнили, во-первых, о том, что им нет равных в искусстве броши, а во-вторых, о своей знаменитой серии 1950-х годов "Бутик", собранной из брошей, с мастерством и юмором изображавших разных зверушек. Это был шаг к новизне, предложение новым клиенткам, готовым завести себе зверька на грудь. L'Arche de Noe должна повторить тот успех, благо это отличный подарок любителям семейных тотемов, бесконечных котиков и птичек.

Но можно задуматься и о другом. Кажется, именно эта идея была близка Уилсону. Идея избранничества в мифе о ковчеге, момент, когда Бог делегирует Ною решение, кто выплывет, а кто утонет. Об этом существуют сотни рассказов — от допотопных легенд до фильмов Роланда Эммериха и Даррена Аронофски. Конечно, брошка Van Cleef & Arpels не послужит билетом на борт или пропуском в новую жизнь, но она изрядно скрасит прежнюю. Потому что спасать людей Ной-Уилсон точно не собирается.

Алексей Тарханов

Рубрику ведет Мария Мазалова

Вся лента