«Уроки труда — экзотика и очень заманчивая штука»

В российских школах введут трудовое воспитание

Как заявила министр образования и науки Ольга Васильева, программы общественного труда появятся уже в следующем году. По ее мнению, это важно для развития личности ребенка. Также министр предложила заменить в школах третий урок физкультуры на ритмику. Директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Если позволите, для начала небольшой исторический экскурс. Моя матушка училась в средней школе в конце 50-х годов, и на уроках труда, как она сейчас вспоминает, они делали, в том числе металлические молотки, причем все, включая девочек. Сам я учился в средней школе в начале 80-х годов, и помимо всего прочего, мы занимались вышиванием, причем все, включая мальчиков.

— Я тоже занимался. Я в школу пошел давно, в 1957 году. Я помню, как в четвертом классе мы учились из сметаны взбивать масло сливочное и вышивали болгарским крестом.

— Вот это да. Это, кстати, к жизни ближе, я бы так сказал.

— Еще знаете, что делали? Штопали носки на электрической лампочке.

— То, что сейчас планируют ввести, это скорее к тому, чтобы стулья строгать, или к походам на картошку, на сбор картошки? Вот какие есть идеи, какие сценарии рассматриваются?

— Во-первых, школьников никогда не отправляли в сельские местности, а отправляли студентов, как правило, первокурсников, второкурсников. Что хочу сказать? В школе, где я работаю, есть у нас учитель труда. Он занимается деревообработкой. К нему колоссальные очереди пятиклассников, шестиклассников и так далее, попасть невозможно. Они делают разные вещи абсолютно.

А вообще произошло следующее: до начала 90-х годов во всех школах действительно были мастерские по металлообработке, деревообработке, были кулинарные, а потом, бац, и заменили на информационные технологии. Прилетаю к своему коллеге, другу, директору школы в Лондоне, это, я помню, был 1996 год, и смотрю, у них появились эти самые мастерские, которые исчезли у нас. Просто англичане приобрели, это вроде бы как ни о чем не говорит, но, с другой стороны, в последние десятилетия это умение работать руками, оно чрезвычайно важно.

А был еще один период в истории отечественного образования, он назывался тогда общественно-полезный труд. Я не забуду, как мы в нашей школе организовали первый в СССР школьный кооператив, 1987 год. Мальчики зарабатывали по 60-90 руб. в месяц. Делали допустройства для лифтов. Девочки шили тогда одноразовые костюмы для завода «Мосмедпрепараты», где антибиотики изготавливали. Мы купили первый школьный автобус, и народ с нетерпением ждал, когда закончится алгебра, история и все остальное, и можно будет встать к станку. И это у нас не утратилось, кстати сказать, мальчики учатся готовить, девочки с радостью занимаются деревообработкой, и сегодня то, что делается руками, чрезвычайно актуально. Что внесли вместо трудового обучения в 90-е годы — информационные технологии. Чему учили детей — работать в PowerPoint, Excel, набирать текст и заниматься поисками в Сети. Сегодня это умеет делать любая бабушка из самого отдаленного сельского поселения.

— И дошкольники это делают.

— Поэтому сегодня занятия тем, что мы называли когда-то трудом, это экзотика и очень заманчивая штука. Вы про молотки рассказали, я вспомнил одного учителя в небольшом городке, школа маленькая была, первый урок, пятый «А» из металлических брусков делал металлические такие овалы. Пятый «Б» приходил, из этих овалов делал опять металлические бруски и так далее.

— Упражнение в супрематизме.

— Ну, конечно. Это идиотизм абсолютный. Еще знаете, какая тенденция? Сегодняшние подростки 14-15 лет меня заваливают письмами на почту «Дайте возможность заработать». И поэтому, если этот труд будет производить продукт ликвидный, и дети будут зарабатывать, это прекрасно.

— У нас еще есть некоторое время, и я очень хочу спросить у вас о другой важной теме, затронуть ее, новый министр образования и науки Ольга Васильева говорила о необходимости перехода на пятидневную учебную неделю, речь идет о средних классах, как вы считаете, нужно ли детям учиться в субботу или нет?

— Я считаю, что нет, но здесь очень взаимосвязанные вещи есть. В нашей стране самый короткий учебный год, каникулы занимают примерно четыре месяца, три летних месяца и один, который складывается из осенних, весенних и зимних. Это одна из причин сильного ужатия, концентрации учебных программ, поэтому многие школы, которые хотят получить какой-то результат и выйти за пределы традиционных минимумов, вынуждены вводить шестидневку. Вот в школе, где я работаю, там, допустим, профильная школа с изучением китайского языка и культуры, они не успевают в пять дней, поэтому до седьмого класса у них пять дней, а с шестого по 11-й у них шесть дней.

— Да, но, с другой стороны, у нас ведь была десятилетка, а сейчас 11 классов.

— Начальная школа когда-то у нас училась, помните, три года, а теперь четыре года, но ведь за это время по инициативе разных-разных государственных мудрых мужей в школы добавили дополнительные предметы, которых раньше не было.

Вся лента