«В Киеве и верят, и надеются»

СБУ сообщила о прекращении конфликта в Донбассе

Стороны конфликта в Донбассе договорились о прекращении огня с 1 сентября. Об этом, по данным «РИА Новости», сообщил советник главы службы безопасности Украины Юрий Тандит по итогам заседания гуманитарной подгруппы в Минске. Также, как сообщил Тандит ранее, Киев готов к обмену пленными по формуле «всех на всех». Собственный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» в Киеве Янина Соколовская рассказала подробности ведущей «Коммерсантъ FM» Наталье Ждановой.

Фото: Михаил Палинчак/Pool, Коммерсантъ

— Насколько реальны эти договоренности? По некоторым сообщениям, не столько стороны договорились, сколько Украина предложила. Что там на самом деле произошло?

— «Стороны договорились» — это украинская версия того, что происходит. Но проблема в том, что договариваются не в первый раз. По двум пунктам: по пунктам о прекращении огня и по пунктам об обмене всех на всех.

Что касается обмена, то были не только устные договоренности, но и письменные. И в нашем распоряжении были документы, подписанные всеми участниками, участвовавшими на тот период в заседании трехсторонней контактной группы, где все давали согласие на обмен всех на всех. Но, как мы с вами помним, этот обмен развалился, и начали менять персонально. И, как позже заявляли «Коммерсантъ» представители украинских спецслужб, этот обмен в итоге превратился в работорговлю. Теперь мы надеемся, что все-таки и обмен состоится, и стрельба прекратится. Но пока что это больше выглядит, как надежды на лучшее.

— Вызывает какие-то вопросы цитата Тандита. Он говорит о том, что нужно к 1 сентября добиться прекращения огня, чтобы дать детям возможность начать учебный процесс. И вопросы возникают в связи с тем, надолго ли это перемирие, если оно вообще состоится? Эти договоренности насколько весомы?

— Договоренности, как правило, соблюдаются. Мы же знаем ситуации, когда высокие государственные лица приезжают в зону антитеррористической операции, и между сторонами есть абсолютно тихая зона: в этот день в этом квадрате не стрелять.

Раз возможны такие мелкие договоренности, то возможны договоренности и крупные, тем более что все стороны заявляют о том, что детям нужно обеспечить мирное детство и мирные походы в школу. Поэтому 1 сентября — это такая благородная дата, благородная цель, и почему бы не выполнить ее? Обе стороны говорят сейчас об этом, и мы все на это надеемся. Но пока что это, безусловно, не более чем надежда.

— Скажите, в Киеве верят в успех этих договоренностей, на высшем уровне какие-то заявления на эту тему были сделаны?

— В Киеве и верят, и надеются. Все договоренности, которые мы видим, и все заявления пока что исходят от пресс-службы Леонида Кучмы, которая обычно и является стартовой площадкой для обнародования такой информации. Стартовая площадка на этот раз оказалась господином Тандитом, ранее он таких заявлений не делал. Раз делает, будем предполагать, что имеет основания.

— А какая сейчас обстановка в Донбассе? Как часто происходят перестрелки?

— В последние сутки действительно перестрелки были частыми: и семь, и десять обстрелов за день с обеих сторон. Петр Порошенко заявлял о том, что были сутки, когда происходило 100 обстрелов. Максимальное количество погибших в результате обстрелов за последние месяцы было 17 человек за день. Это вызвало очень бурную, тяжелую, негативную реакцию в украинском пространстве. Поэтому все говорят о том, что нам нужна мирная жизнь, нам нужно прекращение войны.

Вся лента