Smart разгоняется на каршеринге

Продажи микрокаров резко растут на одном контракте

Нишевая марка Daimler — Smart — может показать резкий рост продаж в России в этом году. Причиной станет контракт на продажу 400 автомобилей каршеринговой YouDrive, этот объем почти вдвое выше всех продаж Smart всем частным клиентам в первом полугодии.

Фото: Thomas Peter / Reuters

Пока продажи большинства автопроизводителей массового сегмента даже на фоне низкой базы прошлого года показывают негативную динамику, нишевая марка Daimler — Smart — должна по итогам год продемонстрировать рост. Причина — договор на поставку до конца года 400 машин, подписанный с каршеринговой YouDrive через официального дилера Daimler "Панавто" (владеет 30% YouDrive). В компаниях уточнили, что уже продано 100 машин, до конца года реализуют остальной объем.

Smart находится в нише микрокара премиум-класса и по сути пока является его единственным представителем в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году продажи бренда выросли на 28%, до 471 штуки. Девальвация рубля повысила стоимость базовой комплектации Smart Fortwo на 44%, до 790 тыс. руб. При этом, говорят собеседники "Ъ", традиционно с учетом дополнительного наполнения стоимость модели достигает 1 млн руб. За январь--июль реализация сократилась на 21%, до 231 штуки, но по итогам года за счет контракта с YouDrive бренд нарастит объемы даже без учета остальных продаж.

Сейчас в автопарке YouDrive 120 машин, по итогам года парк в Москве составит 330 автомобилей, в Петербурге — до 70 машин. Глава YouDrive Борис Голиков объясняет выбор Smart экономичностью, качеством и положительным имиджем. "Разумеется, сделка прошла по специальным для нас условиям",— сообщил он, не поясняя размер скидки. Начальник отдела продаж представительства Smart Александр Эльзас отмечает преимущество машины для города — она компактна, проще найти место для парковки. "Люди думают, что Smart — это игрушка, единственный способ изменить это мнение — усадить их в машину",— говорит он, а YouDrive для этого лучший маркетинг. Кроме того, каршеринг способствует узнаваемости бренда и улучшению его имиджа, добавляет господин Эльзас. По данным компании, в среднем за день сервис реализует 500 поездок. Помимо ниши каршеринга, в представительстве бренда видят потенциал развития Smart в продаже корпоративным клиентам — крупным компаниям, которые могут использовать эти машины с брендингом в качестве движущейся рекламы.

Глава автомобильной практики EY Андрей Томышев говорит, что Smart — это имиджевая и нишевая машина для очень узкой аудитории. Ключевыми покупателями все же останутся приверженцы бренда, на дальнейшую стремительную динамику роста продаж эксперт не рассчитывает. По его мнению, в Москве микрокары еще не так актуальны, как в Европе, где важен "минимализм и оптимизация расходов на топливо". Кроме того, все еще играет большую роль менталитет покупателя, заключает господин Томышев.

Яна Циноева

Вся лента