Компартия Китая идет в дома престарелых

Все социальные организации и НКО страны обязали создать партячейки

Компартия Китая постановила создать органы политического контроля в социальных и некоммерческих организациях (НКО) на территории страны. Это, как сказано в обнародованном документе, необходимо для того, чтобы «все организации развивались в политически правильном направлении». В разъяснении на сайте Компартии указано: несмотря на общий позитивный фон развития НКО в стране, появилось немало «вредоносных сорняков, угрожающих культурным растениям». Российские эксперты полагают, что этот шаг продолжает политику консолидации власти в КНР, ведь ранее политическое руководство было усилено в бизнесе и СМИ страны.

Фото: Tyrone Siu, Reuters

«Партии нужно будет играть политическую роль в организациях социального сектора, которые, в свою очередь, должны укреплять партию»,— говорится в документе, принятом Компартией КНР. Его полное название звучит по-китайски витиевато: «Рекомендации по реформе системы управления общественными организациями и здоровому упорядоченному развитию общественных организаций». Документ предполагает, что к 2020 году в КНР будет создан единый реестр социальных организаций, профсоюзов и НКО. Попасть в него смогут только те, кто отвечает в том числе критерию политической благонадежности. Крупнейшие НКО обяжут создать у себя партийные ячейки, организации поменьше смогут отделаться размещением «представителей партии» или отделений комсомола. В документе указано, что организациям, занимающимся уходом за пожилыми, развлечениями и распространением сельскохозяйственных технологий на местном уровне, будет разрешено пройти упрощенную процедуру регистрации.

«Рекомендации» дополнят принятый в апреле 2016 года закон об управлении иностранными НКО, вызвавший бурю критики со стороны правозащитников в Китае и за его пределами. Он обязывает все иностранные НКО регистрироваться в местных отделениях Министерства общественной безопасности и воздерживаться от любой политической или религиозной активности. Закон также дает местным властям практически неограниченные полномочия по закрытию иностранных НКО при наличии подозрений, что те «подрывают национальное единство и интересы» страны. Парируя претензии правозащитников, власти Китая неоднократно заявляли, что до принятия этого закона деятельность НКО в стране вообще никак не регулировалась.

В комментарии на сайте Компартии указано, что с 1978 года в Китае было создано более 700 тыс. НКО, которые дали работу более 7 млн человек. «Мы видим здоровое поле, хотя немало и вредоносных сорняков, угрожающих культурным растениям»,— обосновывают необходимость принятия «Рекомендаций» авторы комментария.

НКО, впрочем, не единственные организации в Китае, куда в последнее время было решено послать команды «агрономов». В мае 2015 года руководство страны постановило создать партийные ячейки во всех средних и крупных бизнес-структурах — как частных, так и государственных. В феврале 2016 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил редакции крупнейших китайских государственных СМИ и заявил, что пресса «должна нести слово партии». А в июле негосударственным СМИ вообще запретили писать собственные новости, обязав лишь транслировать обновления государственных порталов.

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Игорь Денисов склонен рассматривать «Рекомендации» как логичный шаг в рамках политики поддержания стабильности в КНР. «Китайское общество становится более сложным, требуется большое искусство, чтобы согласовывать интересы различных групп,— сообщил он “Ъ”.— Эти интересы часто уже выходят на общенациональный уровень, а следовательно, затрагивают вопросы политической стабильности — касается ли это борьбы с ВИЧ или природоохранной деятельности. Внимание партии к структурам гражданского общества показывает, что китайские НКО не такая уж декорация, как принято думать».

«При Ху Цзиньтао (предыдущий лидер Китая.— “Ъ”) были эксперименты по разделению партии и государства, по низовой демократии и тому подобному,— полагает руководитель азиатской программы Центра Карнеги Александр Габуев.— При Си Цзиньпине все это сворачивается. Партия снова становится главной несущей конструкцией китайского общества».

Михаил Коростиков

Вся лента