Семь девушек и один стрелок

Петербургские спортсмены завоевали на Олимпиаде медали разных достоинств

На Играх в Рио-де-Жанейро петербургские спортсмены завоевали три золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медали, внеся посильный вклад в достижения российской сборной, занявшей четвертое место в неофициальном командном зачете с 56 наградами разных достоинств. Не обошлось без обидных поражений и приятных неожиданностей. В целом посланцы города на Неве выступили так, как и прогнозировали, что можно считать хорошим результатом.

Самыми "плановыми" оказались медали, завоеванные в соревнованиях по синхронному плаванию и художественной гимнастике. Если золото, выигранное синхронисткой Александрой Пацкевич в групповых упражнениях, было железным (Россия не проигрывает в состязаниях "русалок" на Олимпиадах с 2000 года), то в художественной гимнастике случилась неожиданность. Обычно Яна Кудрявцева побеждала на турнирах свою подругу и соперницу по сборной Маргариту Мамун. На играх в Рио 18-летняя Яна тоже шла на золото в многоборье, однако допустила ошибку в упражнениях с булавой, не сумев ее поймать. В итоге главная награда ушла к 20-летней Мамун, Кудрявцева довольствовалась серебром. Девушки учатся на кафедре теории и методики гимнастики в Университете имени Лесгафта, являются выпускницами знаменитой петербургской школы "Жемчужина", подготовившей немало чемпионок. И для той, и для другой медали стали подарком судьбы, учитывая, что Кудрявцеву перед Играми преследовали травмы, а Мамун, приехав в Бразилию, отравилась — да так, что ее выступление на Олимпиаде было под вопросом. В итоге блондинка и брюнетка не отдали первенство в нашем "коронном" виде спорта.

Чуть сложнее получилось у 28-летней фехтовальщицы Екатерины Дьяченко, выигравшей золото в командной сабле. Выступление наших спортсменок в дружине шло на фоне острого соперничества в личном первенстве, где молодая Яна Григорян неожиданно победила Софью Великую, давно мечтавшую об олимпийском золоте. Правда, на отношениях внутри коллектива это не сказалось, все сражались, не щадя живота своего, в полуфинале "вытянули" победу у американок со счетом 45:42, а в решающем поединке разгромили Украину 45:30. Фехтование как вид спорта отняло много сил у болельщиков, наблюдавших за ним, потому что понять, что происходит на дорожке, довольно сложно: об исходе розыгрыша очка свидетельствуют истошные вопли спортсменов. Дьяченко, выросшая в семье фехтовальщиков (брат — спортсмен, отец — тренер), предложила изменить костюмы дуэлянтов, чтобы сделать вид спорта более зрелищным. И то ли в шутку, то ли всерьез предложила спортсменкам выходить на помост голыми, сказав, что "секс и кровь могут сделать нас популярными".

Где хватало крови, так это в соревнованиях по борьбе — причем как живой, так и метафорической. Некоторые борцы, как и боксеры, к слову, остались без золота из-за повреждений. А российские девушки, представлявшие Петербург (23-летняя Валерия Коблова и 25-летняя Наталья Воробьева), как "по заказу" проиграли свои финальные поединки (категории до 58 и 69 кг, соответственно) на последних секундах. Причем обе уступили соперницам из Японии. Коблова отдала победу Каори Ите, которая стала в итоге четырехкратной олимпийской чемпионкой, первой в истории. Воробьева, выигравшая золото на предыдущей Олимпиаде в Лондоне, сошлась в финале с Саре Досе и позволила той провести решающий прием.

Поражение наших девушек "на флажке", как и проигрыши некоторых других борцов в схожих ситуациях, взбесили президента Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили, олимпийского чемпиона. Он назвал проигравших в женских финалах ничтожествами и сказал, что "нет им прощения". "Они должны были умереть, но за десять секунд ничего не отдать!" — бушевал функционер. Другой спортсменке — Инне Тражуковой, проигравшей схватку за бронзу, — не повезло еще больше: она утверждает, что Мамиашвили ударил ее по лицу при свидетелях, к тому же был нетрезв. Неизвестно, к чему приведут разбирательства, но, возможно, всем трем спортсменкам не так просто будет теперь попасть в сборную. Хотя и Коблова, и Воробьева, поостыв, сказали, что довольны серебром.

Медаль такого же достоинства досталась 36-летней велогонщице Ольге Забелинской, матери троих детей, дочери легендарного олимпийского чемпиона по велоспорту Сергея Сухорученкова. Она успешно выступила в гонке с раздельным стартом, уступив только американке Кристин Армстронг. Особенно с учетом того, что Забелинскую допустили до Игр в тот момент, когда они уже начались, сняв с нее обвинения в употреблении допинга. Петербурженка, можно сказать, попала с корабля на бал, приехав в Рио.

Самым малоизвестным обладателем награды в Рио стал 24-летний Кирилл Григорьян, выигравший бронзу в стрельбе из малокалиберной винтовки в положении лежа. Кирилл с красным дипломом окончил Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), увлекается инновациями в сфере IT, разрабатывает, в частности, программное обеспечение для стрелков — в общем, разрывается между научной деятельностью и занятиями спортом, считая, что в его случае одно дополняет другое.

Забелинскую и Григорьяна, пожалуй, можно считать "чистокровными" петербуржцами из тех, кто завоевал медали в Рио, так как остальные призеры выступают по двойному зачету, представляя и другие субъекты России. К Петербургу, отправившему в Бразилию 32 атлета, по ходу Олимпиады едва не приписали боксера Евгения Тищенко, выигравшего золото в тяжелой весовой категории. Но выяснилось, что Тищенко состоит только в сборной по боксу ГУ МВД Петербурга и области, куда был приглашен в качестве "легионера", автоматически получив зачисление в батальон Первого отдела Управления полиции на метрополитене Петербурга. На Играх в Рио как спортсмен он представлял Москву и Белгородскую область.

Все призеры Олимпиады получат от правительства Петербурга денежные премии в размере 5; 2,5 и 1,5 млн рублей соответственно — в зависимости от достоинства медали. Российское правительство наградит спортсменов суммами в 4; 2,5 и 1,7 млн рублей. Такие же вознаграждения получат тренеры.

Юрий Балетов

Вся лента