«Билл Эванс обладал удивительным талантом трогать сердца людей»

Музыкальный обозреватель «Коммерсантъ FM» Артем Липатов рассказал об альбоме джазового пианиста Билла Эванса, на выход которого потребовалось почти 50 лет.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

Эта история словно бы не о музыке, она скорее из области детектива или шпионажа. Представьте себе ситуацию: в немецком городе Бремене американский продюсер Зев Фельдман встречается с сыном покойного немецкого продюсера Ханса-Георга Бруннер-Швера, всю жизнь работавшего с джазом. В своей машине немец включает кассету; Фельдман замирает. Он узнает звучание, узнает манеру игры. Эта запись пролежала в неизвестности почти 50 лет.

Два года уходит на завершение сделки, и вот нынешней весной вышел двойной альбом, записанный в немецком Шварцвальде в 1968 году. В записи принимали участие известные уже тогда контрабасист Эдди Гомез и барабанщик Джек ДеДжоннетт, но главное здесь — имя пианиста. Это Билл Эванс. Его можно было бы назвать «музыкантом для музыкантов» — настолько тонко и изощренно он играл, но его музыка понятна и доступна даже тем, кто ничего не понимает в джазе. Невероятная свобода, фантастические импровизации, тонкая, практически импрессионистская чувственность и удивительное изящество в сочетании с невероятной энергетической насыщенностью — такого почти ни у кого не было. Чик Кориа, сам музыкант первого ряда, говорил о нем: «Ценность Билла Эванса невозможно измерить ни по одной шкале».

Почему эти записи не вышли в то время? Так сложилось по ряду причин, в том числе и потому, что у Эванса к тому моменту был контракт, не позволявший ему выпускать записи вне своей компании. Уникальность записи в том, что доселе существовала лишь одна концертная запись этого состава, сделанная на фестивале в Монтре за пять дней до сессий в Шварцвальде. Фактически перед нами открытие, фиксирующее мало освещенный эпизод в творческой биографии Билла Эванса.

Значит ли это что-то вне джазового мира? Безусловно. Эванс, проживший 51 год, внешне сухой и лаконичный очкарик, обладал удивительным талантом трогать сердца людей. И новая запись, в которой этот талант проявляется, по моему глубочайшему убеждению, делает мир немного лучше.

Вся лента