Wi-Fi пробивается в автобусы и трамваи

Смольный планирует оснастить городской транспорт к чемпионату мира по футболу

Московская компания Netbynet ("дочка" ПАО "Мегафон") запустила бесплатную сеть Wi-Fi на двух автобусных маршрутах ГУП "Пассажиравтотранс". В комитете по транспорту Петербурга отмечают, что на основе данных этого и других пилотных проектов будет приниматься решение об оснащении сетью Wi-Fi всего городского наземного транспорта. Скорее всего, проект будет реализован в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, но срок объявления конкурса на выбор провайдера в ведомстве не называют. При этом эксперты отмечают, что неплохие шансы получить этот контракт есть как раз у компании Netbynet, которая год назад заключила подобный договор за 411,35 млн рублей с ГУП "Мосгортранс".

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Московская компания Netbynet запустила бесплатную сеть Wi-Fi на двух автобусных маршрутах ГУП "Пассажиравтотранс" — N 39 и N 39Э, проходящих от станции метро "Московская" в аэропорт Пулково. Провайдер оборудовал 24 автобуса. По данным аналитиков, стоимость оборудования и его обслуживания в течение трех месяцев может составлять 0,5-3 млн рублей. Для получения доступа в сеть пассажиру автобуса нужно пройти первичную авторизацию — ввести номер мобильного телефона, на который придет сообщение с кодом доступа. При следующих поездках подключение этого пользователя будет происходить автоматически. До ноября текущего года продлится тестирование системы. Специалисты изучат востребованность услуги среди пассажиров и проанализируют работу оборудования. Пилотный проект по оборудованию бесплатной сетью Wi-Fi трамваев и троллейбусов на нескольких городских маршрутах также планирует запустить и ГУП "Горэлектротранс". В компании рассказали, что партнером по этому проекту также может выступить все та же Netbynet. Кроме этого, по данным "Ъ", свой интерес к этому проекту проявляет и компания МТС. В комитете по транспорту Петербурга отмечают, что на основе полученных данных будет приниматься решение об оснащении сетью Wi-Fi всего городского наземного транспорта. Скорее всего, это произойдет в рамках подготовки городского транспорта к чемпионату мира по футболу в 2018 году, однако точный срок объявления подобного конкурса пока в комитете не называют.

Это не первые пилотные проекты по установке бесплатной сети Wi-Fi в общественном транспорте Петербурга. В 2013 году ГУП "Горэлектротранс" запускало экспериментальный проект по организации Wi-Fi в трамваях, следующих по Московскому проспекту, совместно с компанией МТС. Сейчас доступ в интернет есть в нескольких новых трамвайных составах, оборудованных медиакомплексами "Первого популярного телевидения".

Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 31.05.2016), весной текущего года Совет по инвестициям Петербурга одобрил концепцию создания сети Wi-Fi, предложенную к реализации за 1,8 млрд рублей московской компанией "Максима Телеком", которая уже оборудовала сетью московскую подземку. Смольный готов предоставить льготу на размещение необходимой инфраструктуры в метро и вскоре планирует объявить открытый конкурс. Эксперты не сомневаются, что победу в нем одержит именно "Максима Телеком".

Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика", отметил, что в конкурсе по созданию сети Wi-Fi в наземном транспорте Петербурга могут принять участие как минимум пять-шесть компаний, в том числе и дочерние предприятия крупнейших операторов мобильной связи. "Хорошие шансы получить контракт у компании Netbynet, которая в декабре 2015 года уже заключила пятилетний контракт с ГУП "Мосгортранс" за 411,35 млн рублей на оборудование 8 тыс. автобусов, трамваев и троллейбусов в Москве и области", — прокомментировал Михаил Бурмистров.

Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", отмечает, что операторам связи такие проекты, как правило, не приносят значимого коммерческого эффекта, однако, предоставляя абонентам доступ через Wi-Fi, оператор увеличивает проникновение услуг и лояльность к своему бренду. "Перевозчики тоже выигрывают от нововведения: оно повышает качество услуги и привлекательность общественного транспорта. Окупаются подобные проекты, по нашим оценкам, за семь-десять лет", — добавил господин Исаков.

Владимир Валдин, эксперт МОО "Город и транспорт", считает, что большой популярностью эту услуга, например, в трамваях Петербурга пользоваться не будет при том уровне развития и стоимости мобильного интернета, который существует. "На мой взгляд, бесплатная сеть Wi-Fi в большей степени актуальна для метрополитена, куда не могут "пробиться" сигналы всех сотовых операторов, а также для междугороднего автобусного и железнодорожного сообщения", — заключил Владимир Валдин.

Лидия Горборукова,

Алина Третьякова

Вся лента